Для многих читателей само словосочетание «монгольский флот» вызовет недоумение: дескать, не бывает так, ведь все знают, что Монголия — крупнейшая сухопутная страна, к тому же не имеющая выхода к морю. И это действительно так, к морю выхода нет, но водные просторы имеются! Флот в Монголии был и присутствует сейчас (дочитайте до конца). Изначально он располагался на севере страны, на озере Хубсугул, которое не зря называют братом Байкала. Его размеры впечатляют: протяженность с севера на юг сто тридцать шесть километров, ширина — тридцать шесть километров. Некоторые местные жители называют его монгольским морем!
В тысяча девятьсот пятом году русский купец Карвонов, занимающийся перевозкой товаров в северную часть Монголии (Дархадская котловина) и имевший морское образование, изъявил желание возить грузы водным путем до устья реки Джиглэг-Гол. Местные чиновники дацана Ханх (находится на озере Хубсугул) были не против. Рядом с Ханхом на деньги русского купца началось строительство первого деревянного баркаса грузоподъемностью около пятидесяти тонн. На судно установили сорокасильный котел, и в тысяча девятьсот десятом году пароход отправился в первый рейс. До тысяча девятьсот тридцатого года пароход исправно совершал грузовые перевозки по озеру.
В тысяча девятьсот тридцать первом году по просьбе правительства Монголии в Ханхе было построено деревянное судно с дизельным двигателем мощностью сто лошадиных сил и грузоподъемностью сто тонн. На свой борт судно могло взять сорок пассажиров. Судно получило название «10 лет Монголии».
С увеличением торговли между Россией и Монголией пришла необходимость увеличить количество суден и поэтому в тысяча девятьсот тридцать втором и тридцать четвертом годах по заказу правительства Монголии Восточно-Сибирское пароходство построило более мощный грузопассажирский пароход «Сухэ-батор» в двести лошадиных сил, а также две баржи с деревянным корпусом — «Малчин» (Скотовод) и «Ажилчин» (Рабочий). Они продолжали работать вплоть до тысяча девятьсот пятьдесят шестого года. А уже в тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году была произведена замена деревянных на металлический пароход и баржу. Пароход опять получил название «Сухэ-батор», его грузоподъемность была шестьдесят тонн с возможностью брать на борт двадцать пассажиров, баржу же назвали — «Ховсгол» и она вмещала до сорока тонн груза. Пароход также мог ломать двадцатисантиметровый лед, что было очень важно в суровые монгольские морозы.
Для дальнейшего развития земледелия Монголии требовались трактора, для которых нужны были нефтепродукты. Задачу построить два судна-лихтера: один в сухогрузном, другой в нефтеналивном исполнении (проекты 1704 и 1703), получил Сретенский судостроительный завод (п. Кокуй, Сретенского района, Забайкальский край). Суда были разработаны Горьковским ЦКБ-51. Предварительная сборка корпусов проводилась на заводе. Затем, разобранные на секции, железнодорожным и автомобильным транспортом доставили на озеро Хубсугул для окончательной сборки, спуска на воду и сдачи. В апреле тысяча девятьсот шестьдесят первом году начались работы по постройке судов.
Сборка судов на месте, в Монголии, была завершена к концу навигации тысяча девятьсот шестьдесят второго года.
Вышеуказанный флот просуществовал до начала девяностых годов. С тысяча девятьсот девяносто второго года грузоперевозки по озеру прекратились и теперь все суда в исправном состоянии стоят у причалов. В конце девяностых годов для туристических целей на Хубсугул были поставлены два катера, базирующихся в настоящее время в Хатгале и обслуживающих туристические базы на юге Хубсугула.
Что касается сегодняшнего дня, я думаю, для многих будет интересно узнать, что в июне две тысячи девятнадцатого года была сформирована единственная в стране озерно-речная воинская часть. Она базируется на озере Буйр Нуур, по которому проходит граница с Китаем.
Кроме моряков, в части также служат кинологи, стрелки и снайперы. Военный монгольский флот оснащен скоростными надувными лодками и гидроциклами.