Найти тему
Монгольский синдром

Монголия не имеет выходов к морю, но флот у нее имеется. И это не шутка!

Для многих читателей само словосочетание «монгольский флот» вызовет недоумение: дескать, не бывает так, ведь все знают, что Монголия — крупнейшая сухопутная страна, к тому же не имеющая выхода к морю. И это действительно так, к морю выхода нет, но водные просторы имеются! Флот в Монголии был и присутствует сейчас (дочитайте до конца). Изначально он располагался на севере страны, на озере Хубсугул, которое не зря называют братом Байкала. Его размеры впечатляют: протяженность с севера на юг сто тридцать шесть километров, ширина — тридцать шесть километров. Некоторые местные жители называют его монгольским морем!

В тысяча девятьсот пятом году русский купец Карвонов, занимающийся перевозкой товаров в северную часть Монголии (Дархадская котловина) и имевший морское образование, изъявил желание возить грузы водным путем до устья реки Джиглэг-Гол. Местные чиновники дацана Ханх (находится на озере Хубсугул) были не против. Рядом с Ханхом на деньги русского купца началось строительство первого деревянного баркаса грузоподъемностью около пятидесяти тонн. На судно установили сорокасильный котел, и в тысяча девятьсот десятом году пароход отправился в первый рейс. До тысяча девятьсот тридцатого года пароход исправно совершал грузовые перевозки по озеру.

Лихтер проекта 1704 после сборки на Хубсугуле. Фото из открытых источников
Лихтер проекта 1704 после сборки на Хубсугуле. Фото из открытых источников

В тысяча девятьсот тридцать первом году по просьбе правительства Монголии в Ханхе было построено деревянное судно с дизельным двигателем мощностью сто лошадиных сил и грузоподъемностью сто тонн. На свой борт судно могло взять сорок пассажиров. Судно получило название «10 лет Монголии».

С увеличением торговли между Россией и Монголией пришла необходимость увеличить количество суден и поэтому в тысяча девятьсот тридцать втором и тридцать четвертом годах по заказу правительства Монголии Восточно-Сибирское пароходство построило более мощный грузопассажирский пароход «Сухэ-батор» в двести лошадиных сил, а также две баржи с деревянным корпусом — «Малчин» (Скотовод) и «Ажилчин» (Рабочий). Они продолжали работать вплоть до тысяча девятьсот пятьдесят шестого года. А уже в тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году была произведена замена деревянных на металлический пароход и баржу. Пароход опять получил название «Сухэ-батор», его грузоподъемность была шестьдесят тонн с возможностью брать на борт двадцать пассажиров, баржу же назвали — «Ховсгол» и она вмещала до сорока тонн груза. Пароход также мог ломать двадцатисантиметровый лед, что было очень важно в суровые монгольские морозы.

Для дальнейшего развития земледелия Монголии требовались трактора, для которых нужны были нефтепродукты. Задачу построить два судна-лихтера: один в сухогрузном, другой в нефтеналивном исполнении (проекты 1704 и 1703), получил Сретенский судостроительный завод (п. Кокуй, Сретенского района, Забайкальский край). Суда были разработаны Горьковским ЦКБ-51. Предварительная сборка корпусов проводилась на заводе. Затем, разобранные на секции, железнодорожным и автомобильным транспортом доставили на озеро Хубсугул для окончательной сборки, спуска на воду и сдачи. В апреле тысяча девятьсот шестьдесят первом году начались работы по постройке судов.

Сборка судов на месте, в Монголии, была завершена к концу навигации тысяча девятьсот шестьдесят второго года.

Лихтер проекта 1703 «Ургац» (Урожай) после спуска. Фото из открытых источников
Лихтер проекта 1703 «Ургац» (Урожай) после спуска. Фото из открытых источников

Вышеуказанный флот просуществовал до начала девяностых годов. С тысяча девятьсот девяносто второго года грузоперевозки по озеру прекратились и теперь все суда в исправном состоянии стоят у причалов. В конце девяностых годов для туристических целей на Хубсугул были поставлены два катера, базирующихся в настоящее время в Хатгале и обслуживающих туристические базы на юге Хубсугула.

Лихтер «Ургац» и баржа «Ховсгол» в настоящее время. Фото из открытых источников
Лихтер «Ургац» и баржа «Ховсгол» в настоящее время. Фото из открытых источников
Что касается сегодняшнего дня, я думаю, для многих будет интересно узнать, что в июне две тысячи девятнадцатого года была сформирована единственная в стране озерно-речная воинская часть. Она базируется на озере Буйр Нуур, по которому проходит граница с Китаем.
Кроме моряков, в части также служат кинологи, стрелки и снайперы. Военный монгольский флот оснащен скоростными надувными лодками и гидроциклами.