Найти в Дзене
В поисках красоты

🌺 Модерн или нет: история одной ошибки и необычных украшений.

Знаете какое качество одно из самых полезных в человеческой природе? Умение ошибаться и признавать свои ошибки. Каждый из нас хоть раз да ошибался в своей жизни: может быть по-крупному, а может быть нет, а кто-то наступает на одни и те же грабли изо дня в день с завидным упорством.

Лично я отношусь к последним: жизнь меня не учит практически ничему. Каждый раз я с радостным восторгом вляпываюсь в очередную проблему и громозжу целую кучу ошибок… Хотя, в общем-то изначально во мне были заложены очень сильные гены потомственного перфекциониста… Но, как-то не сложилось…

В этом отношении радует только тот факт, что не все мои ошибки бывают болезненными, а некоторые так и вовсе – помогают узнать нечто новое и интересное. Сегодня я расскажу именно о такой ошибке.

Совсем недавно мне довелось капаться в залежах своих фотографий счастливой доковидной поры, относящихся ко времени французского вояжа годовалой давности. Среди бесчисленных хаотичных образов знаменитых памятников, парижских улиц и экспонатов музея, мой взгляд как-то сам собой зацепился за изображение очаровательной безделушки из коллекции Музея декоративного искусства.

Заколка для волос, из экспонатов Музея декоративного искусства г.Парижа
Заколка для волос, из экспонатов Музея декоративного искусства г.Парижа

Цветочный орнамент в приятном бирюзовом цвете, переливающийся под скупым светом музейных ламп таким насыщенным светло-синим блеском…Казалось совершенно невероятным, что я не заметила ее раньше. И как только я это осознала, в голове сразу же возникла цепочка вопросов: что это? из чего она сделана? к какой эпохе относится? кто ее автор?

Вроде бы цветы, вроде бы похоже на эмаль или может быть – на волосы, шерсть или ткань, а какое мастерство изготовления: невероятная тонкость работы в сочетании с поистине аристократическим изяществом. Соединив все эти качества воедино, я пришла, как мне тогда казалось, к вполне логичному выводу: это модерн.

Заколка для волос, из экспонатов Музея декоративного искусства г.Парижа
Заколка для волос, из экспонатов Музея декоративного искусства г.Парижа

Нет, конечно, это, бесспорно, не Лалик – слишком сдержано и традиционно для него, но ведь в ту эпоху было столько талантов: автором этого хрупкого шедевра мог быть кто угодно. Естественно, что следующим моим шагом стал поиск информации об экспонате на сайте музея, и вот тут-то и обнаружилась моя постыдная ошибка...

Выяснилось, что это вовсе не модерн, и, более того, - даже не Европа. Эта прекрасная заколка для волос родом из Китая 19 века… Да уж, ну хоть с исторической эпохой не ошиблась…Знаю: стыдно путать европейское декоративное искусство с азиатским, но что поделать – ошиблась…

Украшения для волос, техника "тянь-цуй", Китай, конец 19 века
Украшения для волос, техника "тянь-цуй", Китай, конец 19 века

Однако, ничто так не стимулирует на поиски информации как досадные ошибки. А благодаря этой, мне посчастливилось открыть для себя отдельное направление в китайском ювелирном искусстве вкупе с целым миром невероятно красивых и изящных вещичек.

Итак, что же это за направление. Это так называемая техника «тянь-цуй», которая существует уже порядка 2000 лет: с амое раннее упоминание о ней относится к времена м династии Хань (206 г. до н.э. - 9 г. н.э.). В переводе «тянь-цуй» означает «усеянный зимородком».

Украшения для волос, техника "тянь-цуй", Китай, 18-19 века
Украшения для волос, техника "тянь-цуй", Китай, 18-19 века

При чем здесь зимородок? А при том, что та самая «эмаль, волосы, шерсть или ткань» есть не что иное как перья маленькой синей птички, с ювелирной точностью закрепленные на драгоценной основе и складывающиеся в итоге в одно целое покрытие с волшебным блеском цвета небесной лазури…

Зимородок во всей красе
Зимородок во всей красе

Как и почему объектом вожделения вдруг стали перышки небольшой птички размером со среднестатистического воробья – история умалчивает. Возможно, их главная ценность заключалась в том, что именно эту птицу невозможно выращивать в неволе, а поймать сложно, да и перьев с одной получалось немного – всего-то 28 штук: по 10 с каждого крыла и 8 – с хвоста.

Украшение для волос в виде хризантемы, техника "тянь-цуй", Китай, конец 19 века
Украшение для волос в виде хризантемы, техника "тянь-цуй", Китай, конец 19 века

Или сама птичка пленила воображение человека своей необычной расцветкой: застывшая на ветке над водной гладью в процессе охоты за мелкой рыбешкой, она вполне могла казаться издали этаким дивным драгоценным камнем в окружении серых камышей и травы. Ну и конечно, нельзя игнорировать значение символики синего цвета для светского общества Поднебесной.

Цвет перьев и правда дивный: его оттенки могут варьироваться от почти зеленого до глубокого синего, и при этом, ему всегда сопутствует роскошный блеск – в сочетании с труднодоступностью материала, это способствовало закреплению за тянь-цуй элитарного статуса.

Трудно было не только поймать саму птицу – одного из самых ярко выраженных интровертов в крылатом сообществе, - но и собрать, и подготовить перья, вырезав из них заготовки по форме будущего изделия. Однако, даже на этом мучения китайских ювелиров не заканчивались: нужно было скрупулезно, с высочайшей точностью и деликатностью, приклеить перья на металлическую основу, не только правильно подобрав цветовые оттенки, но и не испортив драгоценных перьев. Не удивительно, что подчас следствием подобной работы являлась слепота…

А то, насколько дорогими в итоге получались ювелирные украшения из перьев маленькой птички, даже и представить сложно. Хотя, у некоторых китайских авторов встречаются туманные намеки на суммы в размере годового налога с нескольких городов всего лишь за одну шпильку или брошку…Представляете каким желанным подарком была такая драгоценность для китайских леди.

Кстати, да: перьями зимородка украшали исключительно женские безделушки. Видимо, из-за того, что символом женского начала (инь) здесь почиталась птица феникс, все ее «пернатые собратья» так же попали в женский лагерь. А зимородка позже стали рассматривать как символ женской красоты.
Шпилька, украшенная перьями зимородка, Китай, 18-19 века
Шпилька, украшенная перьями зимородка, Китай, 18-19 века

С символикой в Китае традиционно все очень сложно: глубокое значение придавалось всему. Мало было выбрать нужный цвет и исходный материал, крайне важно было, чтобы перья формировали нужный орнамент. Чаще всего это были опять-таки изображения птиц или летучих мышей (они, как ни странно, считались здесь символом счастья и удачи) и, конечно, цветы – всех возможных форм и дизайнов.

Серьги в виде летучих мышей из позолоченного серебра, украшенные перьями зимородка и искусственным жемчугом, династия Цин, ок. 1883г., из коллекции Музея Виктории и Альберта
Серьги в виде летучих мышей из позолоченного серебра, украшенные перьями зимородка и искусственным жемчугом, династия Цин, ок. 1883г., из коллекции Музея Виктории и Альберта

Самым любимым, естественно, была орхидея – роскошный образ красоты, благородства, весны, новой жизни. В бирюзовом цвете легких перьев этот цветок приобретал совершенно новые грани красоты…

Вся эта глубоко символичная красота была доступна исключительно элитам, а подчас – только членам императорского дома. Изящные украшения, призванные подчеркнуть красоту и богатство хозяйки в какой-то момент своей на удивление длительной истории (напомню: этому искусству более 2000 лет) сами превратились в некий символ власти, роскоши и статуса. Поэтому часто, в ту или иную эпоху, их запрещали носить кому-либо кроме императорских родственниц…

Головной убор для маньчжурской дамы з позолоченного серебра, украшенная перьями зимородка, жадеитом, аметистом, кораллом, янтарем и искусственным жемчугом, конец 19 века, из коллекции Музея Виктории и Альберта
Головной убор для маньчжурской дамы з позолоченного серебра, украшенная перьями зимородка, жадеитом, аметистом, кораллом, янтарем и искусственным жемчугом, конец 19 века, из коллекции Музея Виктории и Альберта

Как уже говорилось выше, стоимость и редкость исходного материала – ярких перьев, - была невероятно высокой. Поэтому вполне логично, что в основном в подобной технике изготавливались мелкие аксессуары: шпильки и украшения для волос, брошки, заколки, декоративные пуговицы и т.п.

Изделия более крупного размера: диадемы и короны, - даже в лучшие и самые сытные годы в основном были достоянием императорской семьи и сейчас в музейных коллекциях встречаются довольно редко.

Корона феникса для вдовствующей императрицы (эпоха Ваньли, 1573-1620) с декором из перьев зимородка
Корона феникса для вдовствующей императрицы (эпоха Ваньли, 1573-1620) с декором из перьев зимородка

Редкость вообще является отличительной чертой украшений тянь-цуй, связано это все с теми же перьями зимородка – их роскошная лазурь живая, настоящая, лишенная холодности и твердости драгоценных камней, очень хрупкая и легко поддается воздействию внешних факторов.

Поэтому большая часть сохранившихся драгоценностей относится к поздним эпохам – 18-19 векам, особенно – к эпохе последних лет правления династии Цин в конце 19 века. Примерно в это же время Европу охватила мода на все восточное, ставшая одним из ключевых элементов нового роскошного стиля – блистательного модерна.

Головной убор, украшенный перьями зимородка, Китай, 19 век
Головной убор, украшенный перьями зимородка, Китай, 19 век

Его художникам пришлась по душе глубокая символичность азиатского искусства, его близость к естественным, природным формам. А потому, некоторые из его элементов мирно переселились в мир европейского декора.

Императорский головной убор, украшенный перьями зимородка, Китай, начало 20 века
Императорский головной убор, украшенный перьями зимородка, Китай, начало 20 века

Чего стоит только популярность образа летучей мыши, то тут, то там возникающей то в ювелирных Шедеврах Рене Лалика, то на абажурах Тиффани, то на стеклянных изделиях Даум или Галле…А уж про цветочные орнаменты и говорить нечего: цветы мастера декоративного искусства любили всегда.

Головной убор, перья зимородка, Китай, 19 век
Головной убор, перья зимородка, Китай, 19 век

В этом отношении моя ошибка, наверное, уже не выглядит такой обидной – все-таки общие черты в стилистике и орнаменте присутствуют… Но, безусловно, китайское украшение обладает своим особым очарованием и некой магией: гладкая, блестящая бирюзовая поверхность буквально притягивает взгляд, отпечатывается в сознании и навсегда остается в памяти как образец по-настоящему тонкой и изящной красоты.

Шпилька, позолоченное серебро, перо зимородка, стекло, жемчуг, Китай, ок. 1800-х гг.
Шпилька, позолоченное серебро, перо зимородка, стекло, жемчуг, Китай, ок. 1800-х гг.

А «виновата» в этом сказочном очаровании маленькая синяя птичка, которую непонятная страсть или даже одержимость человека прекрасным, поставила на грань исчезновения. В итоге в 1940-е годы китайское правительство было вынуждено запретить изготовление украшений тянь-цуй» ради сохранения популяции зимородков.

Медная шпилька, инкрустированная перьями зимородка, Китай, 19 век
Медная шпилька, инкрустированная перьями зимородка, Китай, 19 век

Не знаю как вам, а мне приятно слышать о подобных законодательных инициативах: маленькая птичка заслужила право на существование – в конце концов, ни один ювелирный шедевр, каким бы прекрасным он ни был, никогда не сможет соперничать с естественной красотой мира живой природы.

Шпилька, перо зимородка, Китай, 19 век
Шпилька, перо зимородка, Китай, 19 век

И пусть роскошная лазурь изящных китайских украшений тянь-цуй осталась достоянием прошлого, отрадно знать, что при желании мы можем увидеть более красивые драгоценности – маленькие, блестящие сапфиры, переливающиеся всеми оттенками синего, беспечно и весело порхающие между серыми ветками прибрежных кустов в густых зарослях высокой травы…

P.S .: а в Вашей жизни случались ошибки, которые приводили к приятным открытиям? Поделитесь позитивным опытом в комментариях.

🌺 Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал 🌺

Другие "ювелирные" подборки:

Хобби
3,2 млн интересуются