Знаете какое качество одно из самых полезных в человеческой природе? Умение ошибаться и признавать свои ошибки. Каждый из нас хоть раз да ошибался в своей жизни: может быть по-крупному, а может быть нет, а кто-то наступает на одни и те же грабли изо дня в день с завидным упорством.
Лично я отношусь к последним: жизнь меня не учит практически ничему. Каждый раз я с радостным восторгом вляпываюсь в очередную проблему и громозжу целую кучу ошибок… Хотя, в общем-то изначально во мне были заложены очень сильные гены потомственного перфекциониста… Но, как-то не сложилось…
В этом отношении радует только тот факт, что не все мои ошибки бывают болезненными, а некоторые так и вовсе – помогают узнать нечто новое и интересное. Сегодня я расскажу именно о такой ошибке.
Совсем недавно мне довелось капаться в залежах своих фотографий счастливой доковидной поры, относящихся ко времени французского вояжа годовалой давности. Среди бесчисленных хаотичных образов знаменитых памятников, парижских улиц и экспонатов музея, мой взгляд как-то сам собой зацепился за изображение очаровательной безделушки из коллекции Музея декоративного искусства.
Цветочный орнамент в приятном бирюзовом цвете, переливающийся под скупым светом музейных ламп таким насыщенным светло-синим блеском…Казалось совершенно невероятным, что я не заметила ее раньше. И как только я это осознала, в голове сразу же возникла цепочка вопросов: что это? из чего она сделана? к какой эпохе относится? кто ее автор?
Вроде бы цветы, вроде бы похоже на эмаль или может быть – на волосы, шерсть или ткань, а какое мастерство изготовления: невероятная тонкость работы в сочетании с поистине аристократическим изяществом. Соединив все эти качества воедино, я пришла, как мне тогда казалось, к вполне логичному выводу: это модерн.
Нет, конечно, это, бесспорно, не Лалик – слишком сдержано и традиционно для него, но ведь в ту эпоху было столько талантов: автором этого хрупкого шедевра мог быть кто угодно. Естественно, что следующим моим шагом стал поиск информации об экспонате на сайте музея, и вот тут-то и обнаружилась моя постыдная ошибка...
Выяснилось, что это вовсе не модерн, и, более того, - даже не Европа. Эта прекрасная заколка для волос родом из Китая 19 века… Да уж, ну хоть с исторической эпохой не ошиблась…Знаю: стыдно путать европейское декоративное искусство с азиатским, но что поделать – ошиблась…
Однако, ничто так не стимулирует на поиски информации как досадные ошибки. А благодаря этой, мне посчастливилось открыть для себя отдельное направление в китайском ювелирном искусстве вкупе с целым миром невероятно красивых и изящных вещичек.
Итак, что же это за направление. Это так называемая техника «тянь-цуй», которая существует уже порядка 2000 лет: с амое раннее упоминание о ней относится к времена м династии Хань (206 г. до н.э. - 9 г. н.э.). В переводе «тянь-цуй» означает «усеянный зимородком».
При чем здесь зимородок? А при том, что та самая «эмаль, волосы, шерсть или ткань» есть не что иное как перья маленькой синей птички, с ювелирной точностью закрепленные на драгоценной основе и складывающиеся в итоге в одно целое покрытие с волшебным блеском цвета небесной лазури…
Как и почему объектом вожделения вдруг стали перышки небольшой птички размером со среднестатистического воробья – история умалчивает. Возможно, их главная ценность заключалась в том, что именно эту птицу невозможно выращивать в неволе, а поймать сложно, да и перьев с одной получалось немного – всего-то 28 штук: по 10 с каждого крыла и 8 – с хвоста.
Или сама птичка пленила воображение человека своей необычной расцветкой: застывшая на ветке над водной гладью в процессе охоты за мелкой рыбешкой, она вполне могла казаться издали этаким дивным драгоценным камнем в окружении серых камышей и травы. Ну и конечно, нельзя игнорировать значение символики синего цвета для светского общества Поднебесной.
Цвет перьев и правда дивный: его оттенки могут варьироваться от почти зеленого до глубокого синего, и при этом, ему всегда сопутствует роскошный блеск – в сочетании с труднодоступностью материала, это способствовало закреплению за тянь-цуй элитарного статуса.
Трудно было не только поймать саму птицу – одного из самых ярко выраженных интровертов в крылатом сообществе, - но и собрать, и подготовить перья, вырезав из них заготовки по форме будущего изделия. Однако, даже на этом мучения китайских ювелиров не заканчивались: нужно было скрупулезно, с высочайшей точностью и деликатностью, приклеить перья на металлическую основу, не только правильно подобрав цветовые оттенки, но и не испортив драгоценных перьев. Не удивительно, что подчас следствием подобной работы являлась слепота…
А то, насколько дорогими в итоге получались ювелирные украшения из перьев маленькой птички, даже и представить сложно. Хотя, у некоторых китайских авторов встречаются туманные намеки на суммы в размере годового налога с нескольких городов всего лишь за одну шпильку или брошку…Представляете каким желанным подарком была такая драгоценность для китайских леди.
Кстати, да: перьями зимородка украшали исключительно женские безделушки. Видимо, из-за того, что символом женского начала (инь) здесь почиталась птица феникс, все ее «пернатые собратья» так же попали в женский лагерь. А зимородка позже стали рассматривать как символ женской красоты.
С символикой в Китае традиционно все очень сложно: глубокое значение придавалось всему. Мало было выбрать нужный цвет и исходный материал, крайне важно было, чтобы перья формировали нужный орнамент. Чаще всего это были опять-таки изображения птиц или летучих мышей (они, как ни странно, считались здесь символом счастья и удачи) и, конечно, цветы – всех возможных форм и дизайнов.
Самым любимым, естественно, была орхидея – роскошный образ красоты, благородства, весны, новой жизни. В бирюзовом цвете легких перьев этот цветок приобретал совершенно новые грани красоты…
Вся эта глубоко символичная красота была доступна исключительно элитам, а подчас – только членам императорского дома. Изящные украшения, призванные подчеркнуть красоту и богатство хозяйки в какой-то момент своей на удивление длительной истории (напомню: этому искусству более 2000 лет) сами превратились в некий символ власти, роскоши и статуса. Поэтому часто, в ту или иную эпоху, их запрещали носить кому-либо кроме императорских родственниц…
Как уже говорилось выше, стоимость и редкость исходного материала – ярких перьев, - была невероятно высокой. Поэтому вполне логично, что в основном в подобной технике изготавливались мелкие аксессуары: шпильки и украшения для волос, брошки, заколки, декоративные пуговицы и т.п.
Изделия более крупного размера: диадемы и короны, - даже в лучшие и самые сытные годы в основном были достоянием императорской семьи и сейчас в музейных коллекциях встречаются довольно редко.
Редкость вообще является отличительной чертой украшений тянь-цуй, связано это все с теми же перьями зимородка – их роскошная лазурь живая, настоящая, лишенная холодности и твердости драгоценных камней, очень хрупкая и легко поддается воздействию внешних факторов.
Поэтому большая часть сохранившихся драгоценностей относится к поздним эпохам – 18-19 векам, особенно – к эпохе последних лет правления династии Цин в конце 19 века. Примерно в это же время Европу охватила мода на все восточное, ставшая одним из ключевых элементов нового роскошного стиля – блистательного модерна.
Его художникам пришлась по душе глубокая символичность азиатского искусства, его близость к естественным, природным формам. А потому, некоторые из его элементов мирно переселились в мир европейского декора.
Чего стоит только популярность образа летучей мыши, то тут, то там возникающей то в ювелирных Шедеврах Рене Лалика, то на абажурах Тиффани, то на стеклянных изделиях Даум или Галле…А уж про цветочные орнаменты и говорить нечего: цветы мастера декоративного искусства любили всегда.
В этом отношении моя ошибка, наверное, уже не выглядит такой обидной – все-таки общие черты в стилистике и орнаменте присутствуют… Но, безусловно, китайское украшение обладает своим особым очарованием и некой магией: гладкая, блестящая бирюзовая поверхность буквально притягивает взгляд, отпечатывается в сознании и навсегда остается в памяти как образец по-настоящему тонкой и изящной красоты.
А «виновата» в этом сказочном очаровании маленькая синяя птичка, которую непонятная страсть или даже одержимость человека прекрасным, поставила на грань исчезновения. В итоге в 1940-е годы китайское правительство было вынуждено запретить изготовление украшений тянь-цуй» ради сохранения популяции зимородков.
Не знаю как вам, а мне приятно слышать о подобных законодательных инициативах: маленькая птичка заслужила право на существование – в конце концов, ни один ювелирный шедевр, каким бы прекрасным он ни был, никогда не сможет соперничать с естественной красотой мира живой природы.
И пусть роскошная лазурь изящных китайских украшений тянь-цуй осталась достоянием прошлого, отрадно знать, что при желании мы можем увидеть более красивые драгоценности – маленькие, блестящие сапфиры, переливающиеся всеми оттенками синего, беспечно и весело порхающие между серыми ветками прибрежных кустов в густых зарослях высокой травы…
P.S .: а в Вашей жизни случались ошибки, которые приводили к приятным открытиям? Поделитесь позитивным опытом в комментариях.
🌺 Если Вам нравится изучать красоту во всех ее проявлениях, вы можете подписаться на мой канал 🌺
Другие "ювелирные" подборки:
- 10 ювелирных шедевров последнего ремесленника Англии;
- Магия Тиффани: необычные украшения эпохи модерна;