Заселение старообрядцами Рогожской слободы начинается с того момента, как была выделена земля в районе Рогожской заставы для старообрядческого кладбища, которое образовалось также как и Введенское, во время эпидемии чумы в Москве, когда кладбища выносили за Камер-Коллежский вал, который в то время был границей города.
С этого момента начинается история Рогожской слободы как старообрядческого центра. Вокруг Рогожского кладбища начали селиться старообрядцы и в начале 20 века население Рогожской слободы составляло около 30 тысяч человек.
А начиналось все с деревянной часовни в честь Николая Чудотворца, больницы и карантина, а к 19 веку здесь уже были построены два больших каменных собора – Рожественский и Покровский, богадельни, монашеские кельи.
Вместо деревянной часовни в честь Николая Чудотворца была построена каменная церковь, которую в середине 19 века передали единоверческой церкви (направление в старообрядчестве) , а в 1864 году храм был перестроен и вместо здания в стиле классицизм был выстроена церковь в псевдорусском стиле. Удивительно, но этот храм не только не закрывался в советское время, но и был разделен между единоверцами и старообрядцами-беглопоповцами. Переданный беглопоповцам придел во имя Покрова Пресвятой богородицы был отделен стеной, которая была разрушена после передачи храма целиком Русской православной церкви в 1988 году.
Покровский собор построен в 1792 году по проекту М.Ф. Казакова и его уникальность в том, что фрески и иконы этого собора сохранились в первозданном виде. Кстати, по своему размеру Покровский собор был самым большим православным собором Москвы и только после того, как построили Храм Христа Спасителя, он уступил первое место.
В 1804 году рядом с Покровским собором был построен храм в стиле архитектуры барокко во имя Рождества Христова, который использовался только в зимнее время – это было связано с тем, что новый храм был оборудован паровым отоплением.
К началу 19 века в Рогожской слободе также действовало 5 женских монастырей и 10 богаделен, которые финансировались богатыми промышленниками-старообрядцами, такими как Рябушинские, Морозовы и другие.
Еще одной частью храмового ансамбля является колокольня, высота которой по преданию всего на один кирпич уступает знаменитой колокольне Ивана Великого – это связано с ограничениями по «высотности» зданий, установленными Борисом Годуновым. Никакое строение в Москве не могло превышать высоту «Ивана Великого», поэтому старообрядцы сделали свою колокольню чуть ниже. Но на самом деле, высота храма-колокольни - 64 метра, что тоже весьма существенно – это, примерно, высота 25-ти этажного дома.
Причиной для возведения столь высокой постройки стало издание императором Николаем II в 1905 году Указа «Об укреплении начал веротерпимости», которым снимались ограничения в отношении представителей иных конфессий, в том числе и старообрядцев. И это был серьезный повод для ликования, так как с середины 19 века отношение к старообрядцам ухудшилось, богослужение в Покровском и Рождественском соборах алтари были опечатаны и печати эти сняли только после издания Указа Николая II .
В колокольне был освящен Воскресенский храм, который закрыли в 1933 году. Уникальные колокола, общим весом 3 тысячи пудов (48 тонн) были направлены на переплавку, а само здание во время войны попытались взорвать, но строили раньше добротно и колокольня не обрушилась, а только дала трещину (эта трещина видна до сих пор). Правда, после окончания войны храм вернули верующим, поэтому перерыв в богослужебной жизни в храме этом был небольшой.
Рогожская слобода и Рогожское кладбище сильно пострадали за годы советской власти. Когда строили Московский метрополитен, по указу чиновников разрушались сделанные из мрамора семейные склепы на кладбище, а камень этот вывозили для облицовки станций метро. Кроме этого, разрушались строения, даже пруд и тот засыпали. В 2005 году Ю. Лужковым было подписано постановление о восстановлении ансамбля Рогожской слободы и сейчас там уже проведены огромные работы – восстановлен Рожественский храм, произведена реставрация колокольни, заново выкопаны пруды. И сейчас это вновь духовный центр старообрядческой церкви с храмами и духовным училищем.
Красивое и мирное место, которые мы имеем возможность посетить, правда, собираясь туда не нужно забывать про «дресс-код»:
Посещение храмов не-старообрядцами возможно при соблюдении ими правил одежды и поведения, принятых в древлеправославных храмах:
1) Женщины должны быть в юбках ниже колен, в одежде с длинным рукавом и с покрытой платком головой. Шапки, шарфики и макияж – не годятся.
2) Мужчины должны быть в брюках и с длинным рукавом. На ногах у всех должна быть закрытая обувь, причем для женщин — без высоких каблуков.
3) Некоторые места богослужений, например Божественную Литургию, правила предписывают совершать только среди единоверных христиан, поэтому посетителям будет предложено на время покинуть храм. Также во время некоторых моментов службы запрещается входить и перемещаться по храму, поэтому незнакомым с древлеправославным уставом следует оставаться недалеко от входа и при этом не совершать никаких молитвенных действий.
( Источник цитаты: интернет-ресурс "Старообрядческая мысль" )(https://starove.ru )
На День Жен-мироносиц (второе воскресенье после Пасхи) в Рогожской слободе проводятся уникальные ярмарки с товарами, производимыми старообрядцами со всех концов нашей необъятной страны - мед, продукты, одежда, различные поделки, выпечка...перечислять все не буду, лучше приехать и посмотреть :)
А про Рогожское кладбище я напишу отдельную заметку, его история тоже богата и интересна.
Ссылка на путеводитель по каналу.
Еще заметки по истории Москвы:
Немецкая слобода в Москве или где в Москве Кукуй?
Заметки по истории Лефортовской слободы:
Немецкое кладбище в Лефортове - настоящий музей под открытым небом
Шедевры архитектурного авангарда в Лефортове - гараж в виде автомобиля и корпус-"Бастилия"
История императорский резиденций в Лефортове - дворец Екатерины II Как в Москве появилась Лефортовская слобода
Заметки про Мещанскую слободу:
Достопримечательности трех Мещанских улиц
Прогулки по Мещанской слободе - площадь Рижского вокзала и проспект Мира
Почему улицы назывались Мещанскими и кто жил в Мещанской слободе?