Удивительное дело: все происхождения главных действующих лиц Смутного времени точно не установлены, существуют минимум две взаимоисключающие версии. Так, по родословной сказке, некий Владислав с Нилка Кащ-Неледзевский прибыл в Москву с князем литовским Дмитрием Ольгердовичем для помощи Дмитрию Донскому в борьбе с Мамаем. Оставшись на службе у великого князя, он был пожалован селом Никольским с деревнями в Суходольском стане Боровского уезда (между современными Наро-Фоминском и Боровском). При перекрещении получил имя Владимира и стал называться Нелидовым.
В четвертом поколении Нелидов Давид Борисович от Ивана III Великого «по прилучаю» (случайно), получил прозвание Отрепьев. Его потомок Богдан был небогат и арендовал землю у своего соседа, Никиты Романовича Захарьина, брата Анастасии, жены Ивана Грозного, и по совместительству отца патриарха Филарета. Богдан погиб в пьяной драке, а его сын Юрий оказался очень толковым и поступил на службу к Михаилу Никитичу Романову (соответственно, брату патриарха).
В 1595 году Юрий был пострижен под именем Григорий в монастыре Железный Борок, однако простая и непритязательная жизнь провинциального монаха его не привлекала, часто переходя из одного монастыря в другой, он в конечном итоге возвращается в столицу, где по протекции своего двоюродного дяди Елизария Замятни-Отрепьева, поступает в Чудов монастырь.
Другие статьи канала (ссылки могут не отображаться, но работают, нажимайте на названия): об истории Горного Алтая, шаманизме и Аркаиме ; о Звенигороде и Новом Иерусалиме ; о Переславле-Залесском и музее паровозов ; о Троице-Сергиевой Лавре и окрестностях
Дальше все немного спорно. Официальная версия, выдвинутая правительством Годунова, гласит, что именно в Чудовом монастыре будущий Лжедмитрий I начинает подготовку к своей роли; сохранились свидетельства чудовских монахов, что он расспрашивал их о подробностях убийства царевича, а также о правилах и этикете придворной жизни. С другой стороны, зачем ему о чем-либо расспрашивать, если он изначально был близок с самими Романовыми?
Как бы то ни было, по официальной версии, поддержанной В.Ключевским, «чернец Гришка» начинает весьма неосмотрительно хвалиться тем, что когда-нибудь займет царский престол. Похвальбу эту ростовский митрополит Иона доносит до царских ушей, и Борис приказывает сослать монаха в отдалённый Кирилло-Белозерский монастырь, откуда Григорий бежал и обнаружился уже в Речи Посполитой.
Бегство это подозрительно совпадает со временем разгрома «романовского кружка», также замечено, что Отрепьеву покровительствовал кто-то достаточно сильный, чтобы спасти его от ареста и дать время бежать. Сам Лжедмитрий, будучи в Польше, однажды оговорился, что ему помог дьяк Василий Щелкалов, также подвергшийся затем гонению от царя Бориса.
Предыдущие статьи по теме: "Раскопки в Новодевичьем могут изменить генеалогию многих родов", "Накануне взрыва", "Так ли притесняли ссыльных Романовых", "Какому чуду посвящен Чудов монастырь", "Собор как феникс: четвертое рождение"