Революция продолжалась. И как всякая революция сопровождалась она массовой миграцией. Именно при Сунессе «Ливерпуль» стал превращаться в команду, в которой наряду с великими игроками присутствовали и самые серые посредственности. От этой болезни мерсисайдцы смогли излечиться только с приходом в команду нынешнего главного тренера Юргена Клоппа. А в те времена Грэм Сунесс безосновательно списывал игроков вроде Бирдсли, Макмахона, Стива Стаунтона, Фрэнка Барроуза, Майкла Марша, Барри Венисона, а на их место притаскивал либо просто слабых исполнителей, либо игроков ничем не лучше ушедших. В любом случае новички Сунесса проявили себя посредственно. Найджел Клаф, Дин Сондерс, Пол Стюарт, Джулиан Дикс, Нил Раддок, Марк Райт — это далеко не полный список трансферных неудач шотландца (последние двое заиграли как следует лишь после отставки Грэма). Персоналии же вроде датчанина Торбена Пехника и венгра Иштвана Кожмы откровенно попахивают откатами в карман Сунесса...
Штат команды был донельзя раздут из-за участившихся травм, что привело к громадной дыре в платежной ведомости. Внутри коллектива царила нездоровая атмосфера, которая вылилась осенью 1993-го в драку между Гроббелааром и Макманаманом. Мордобой между Бойером и Дайером вам больше не кажется чем-то необычным?
В сезоне-1992/93 «Ливерпуль» был разобран на запчасти не только московским «Спартаком» в Кубке кубков (2:4, 0:2), но и «Болтоном» из Д1 в Кубке Англии (2:2, 0:2), а также вылетевшим из премьер-лиги «Кристал Пэлас» в Кубке лиги (1:1, 1:2). В чемпионате команда долгое время болталась у зоны вылета и финишировала на шестом месте. А это значило, что впервые за тридцать лет, если не считать годы вынужденной дисквалификации, «Ливерпуль» не попал в Европу!
По окончании сезона руководство клуба, во главе которого встал Дэвид Муре, впервые в истории «Ливерпуля» получивший более половины акций, приняло решение об отставке Сунесса. Однако Кевин Киган и Кенни Далглиш отказались принять команду. Тогда правление «красных» решило оставить Грэма еще на сезон, в течение которого должна была быть подготовлена почва для Роя Эванса.
Рой входил в тренерский штаб еще со времен Шенкли. Его появление означало попытку вернуться к истокам. И снова — увы! Если уж выбрал какой-то путь, нужно идти по нему до конца. Дергание туда-сюда ни к чему хорошему не приведет.
Революция Сунесса закончилась в январе 1994 года после безнадежного поражения в переигровке третьего раунда Кубка Англии с «Бристоль Сити» — 0:1. Грэм стал первым тренером «Ливерпуля» после Дона Уэлша (а это почти сорок лет!), которого убрали с поста, так сказать, насильственным путем. Спустя сутки после его отставки менеджером предсказуемо стал Рой Эванс.
ЛЮСИ И НЕБО В АЛМАЗАХ
При Сунессе отличительной чертой команды была абсолютная несостоятельность ее полузащиты — что при игре в атаке, что при защите своих ворот. При Эвансе полузащита временами показывала красивый созидательный футбол, но дисбаланс между атакой и обороной приобрел еще более чудовищные формы. Это не позволяло «Ливерпулю» считаться серьезным конкурентом «МЮ». Эванс очень быстро пополнил клубный музей кубком лиги, отомстив «Болтону» (2:1, оба мяча были забиты после великолепных проходов Макманамана через полполя), однако дальше дело не пошло. Весь блеск Макки, Робби Фаулера, Стэна Коллимо- ра, Джейсона Макэйтира, Джеми Реднаппа, Пола Инса тут же тускнел, едва на кону оказывались действительно серьезные ставки.
В этом плане показателен финал Кубка Англии 1996 года, который «МЮ» выиграл благодаря чудовищному ляпу Дэвида Джеймса. На последних минутах вратарь «Ливерпуля» грубо ошибся на выходе при подаче углового, и подкарауливший удачу Эрик Кантона ударом с линии штрафной забил единственный мяч... Летом 1998-го Эванс примерил на себя шкуру Сунесса, когда к нему приставили Жерара Улье.
На «Энфилд Роуд» Улье, который в молодости стажировался в Ливерпуле и уже тогда заболел командой и английским футболом, посетив матч Кубка ярмарок с «Дандолком» (10:0), сразу же стал полноправным партнером Эванса. Однако этот причудливый дуэт, такая мерсисайдская вариация на тему Лобановский— Базилевич, просуществовал всего четыре с половиной месяца. В ноябре после двух кряду поражений Рой получил отставку. Улье в одиночку встал у руля. Команда тут же продула в третий раз...
Француз начинал очень тяжело: седьмое место, потом обидный пролет мимо Лиги чемпионов (в последнем туре «Ливерпуль» сенсационно проиграл в Брэдфорде, позволив городу еще сезон понаслаждаться премьер-лигой). Но затем пришел 2001 год — год пяти кубков.
Этот «Ливерпуль» уже по-настоящему был «Ливерпулем» Улье. Во весь голос заявил о себе Майкл Оуэн, все увереннее играли другие воспитанники клуба — Стивен Джеррард и Джеми Каррагер, а также еще один вчерашний юниор — Дэнни Мерфи. Одновременно Улье показал себя удачливым селекционером. Он сформировал великолепный центр обороны из финна Сами Хююпя и швейцарца Стефана Хеншоса, о которых до «Ливерпуля» по-хорошему мало кто и слышал. Так же, как и о голландском голкипере Сандере Вестервельде. Великолепно вписались в игру команды правый защитник немец Маркус Баббель и чехи Владимир Шмицер и Патрик Бергер...
Продолжение следует...
Подписывайтесь на канал Величайшие футбольные клубы !