Найти тему
Туристо-оптимисто

Автотуризм Vs . автоспорт

Оглавление

Есть ли разница или это одно и то же? Есть ли вообще такой вид спорта – автотуризм? Можно ли стать спортсменом, путешествуя на собственном авто?

После моего первого одиночного путешествия на автомобиле в августе прошлого года я вплотную приблизилась к мысли, что хочу заниматься автотуризмом. Передо мной встали актуальные вопросы: покупка новой машины (сейчас у меня нет никакой), набор команды единомышленников, желающих составить мне компанию, планирование маршрутов. Однако, когда я навожу справки, неизменно сталкиваюсь с одними и теми же вопросами и замечаниям, из чего сделала вывод, что люди путают автотуризм с автоспортом. Итак, разберемся в понятиях.

Автоспорт (автомотоспорт)

Технический вид спорта, в котором люди соревнуются в скорости прохождения трассы на автомобилях любого типа – легковом, внедорожнике или грузовике. Ключевым в этом понятии является слово «технический», что означает соревнования не столько людей, сколько машин. Ну, или людей, которые готовят эти машины к соревнованиям и обслуживают их во время состязания - конструкторов, автомехаников, штурманов и пилотов . Здесь большую роль играют различные технологии, оснащение автомобиля. То есть победителем в таких турнирах является не только команда, но и автомобиль.

Фото из официальной группы Вк Федеарции автоспорта Челябинской области
Фото из официальной группы Вк Федеарции автоспорта Челябинской области

В автоспорте много дисциплин, имеющих свои правила и особенности: кольцевые гонки (Формула-1), автокросс (кольцевая гонка по грунтовой дороге), гонки на выносливость (24 часа Ле-Мана), ралли – передвижение на скорость из точки А в точку Б (Париж-Дакар), трофи (соревнования на внедорожниках по пересеченной местности), дрифт (движение на авто в управляемом заносе), триал (соревнования на почти непроходимых коротких трассах) и т.д. В любом случае это очень зрелищный вид спорта. Так как в большинстве дисциплин зрителю видна вся или большая часть трассы, то этот вид спорта собирает большое количество наблюдателей и болельщиков.

Автотуризм

А вот здесь всё сложнее и проще одновременно. Условно автотуризм можно разделить на два понятия – самодеятельный и спортивный. Если вы сели с друзьями или семьей в машину, доехали на ней до любимого озера, где разбили лагерь на все выходные, а потом благополучно вернулись домой, то это история не про спорт))

Спортивный туризм - вид спорта, имеющий целью спортивное совершенствование человека в преодолении естественных препятствий . Суть в том, чтобы преодолеть эти препятствия, правильно применив определенные техники и тактику. Здесь, как и в автоспорте, есть свои четкие правила, нормативы, регламенты. В спортивном туризме тоже существует несколько подвидов: пешеходный, горный, водный, лыжный, спелео (в пещерах), конный, парусный, а также туризм на средствах передвижения – на автомобиле, на велосипеде, на мотоцикле или квадроцикле. Также спортивный туризм, говоря бытовым языком, делится на походную составляющую (подготовка и совершение спортивного похода) и на соревновательную (называется это «дистанции»). По сути, даже дистанции – это имитация походных препятствий в локальном пространстве (в помещении или на улице, на оборудованном полигоне, имитирующем естественную среду – овраги, реки, болота и т.п.).

Отсюда мы делаем вывод, что спортивный туризм на средствах передвижения (с пометкой «автомобиль») – это и есть спортивный автотуризм. Здесь соревнуются не автомобили, а люди (команда). Да, автотуризм позаимствовал у автоспорта какие-то термины (например, пилот и штурман) и другие «фишки» (например, взяли кое-что из техрегламента).

Основные отличия:

- Доступность с технической точки зрения. В автотуризме не нужно иметь супероснащенный супермощный автомобиль. Так, в регламенте по автопоходам прописано, что походы 1-3 категории сложности возможны на любом (читай: легковом) автомобиле, при этом команда даже не обязана иметь с собой спецсредства (например, лебедку, цепи и т.д.).

- Цель. В автопоходах не нужно соревноваться на время. Здесь главное доехать из точки А в точку Б, преодолев положенные правилами и регламентом препятствия, затем написать отчет о походе (если что, это довольно сложно) и сдать его в маршрутно-квалификационную комиссию (МКК).

- Люди. Наверняка в автоспорте внутри команд есть близкие друзья. Не спорю и не хочу никого обидеть. Но есть и те, кто просто составляет команду: профессионал + профессионал. В туризме практически всегда после первого же пройденного маршрута вы становитесь друзьями или же расходитесь навсегда. Представьте, поход 1 категории сложности (самый простой из категорийных) по правилам должен составлять не менее 6 дней с ночевками в полевых условиях: палатки, песни у костра, новые увиденные места, новые совместные впечатления!

Просто фоточка меня и моей первой лошадки
Просто фоточка меня и моей первой лошадки

Можно ли стать спортсменом в автотуризме?

Можно! Для этого нужно принять и изучить правила этого вида спорта, познакомиться с регламентом, заявить свой маршрут в МКК, выполнить условия, совершив поход, подтвердить свой поход в МКК (в виде отчета), принять участие в соревнованиях по маршрутам или дистанциям, получив спортивный разряд. На данный момент я и моя дочь имеем звание «Турист России» (получили в пешем туризме), а также 3 взрослый разряд по спортивному туризму (тоже в пешке).

Если я объяснила плохо, готова ответить на ваши вопросы в комментариях или личных сообщениях!