В период расцвета Нюрнберга перед Первой мировой войной название немецкого города было синонимом прекрасных игрушек, почти так же, как «Золинген» относился к прекрасному клинку. Bing, Arnold, Fleischmann, Bubb, Fischer, Carette, Gunthermann, Tippco, Hess и другие компании сделали Нюрнберг «Городом игрушек». Но разрушение Великой войны, послевоенная депрессия и карательные торговые ограничения, введенные Соединенными Штатами и Англией, привели к банкротству этих знаменитых производителей игрушек.
Когда Германия начала тайно перевооружаться в начале 1930-х годов, нацистские партийные лидеры осознали потенциал милитаризации национальной молодежи с помощью игрушек. Реалистичные автомобили и самолеты снова выкатились с заводов в дома впечатлительных немецких детей.
Когда немецкие фирмы, такие как Märklin и Tippco, вернулись к производству военных игрушек в 1930-х годах, они совпали с тайной программой перевооружения Германии и открытым вызовом Версальского договора. Транспортные средства Tippco и Hausser были созданы по образцу танков той эпохи и сражались в стороне от популярных игрушечных солдатиков, производимых Elastolin и Lineol.
Помимо традиционных игрушечных солдатиков, были также фигурки, изображающие СС, СА, NSKK, RAD и немецкую молодежь. Создатели игрушек включали фигурки, изображающие видных лидеров Третьего рейха. Миниатюрный Гитлер ехал на своем Tippco Führerwagen рядом с танками и гусеницами. Примеры этих игрушек иллюстрируют роль игрушки в пропаганде нации на пути к войне.
САМОЛЕТЫ ЛЕМАННА
Компания Lehmann разработала два аккуратных и красочных игрушечных самолета с оловянной литографией, которые были смоделированы по образцу новых самолетов страны: высокоскоростное цельнометаллическое крыло с эллиптическим крылом 1932 года, одномоторный Heinkel He-70 «Blitz» (Lightning) и 1935 г. двухмоторный Heinkel He-111.
Реальный самолет Heinkel поступил на службу в качестве гражданского воздушного транспорта в Lufthansa. Но внимательный взгляд на любой из этих самолетов показал бы, что оба были продвинутыми самолетами боевого стиля. He-70 мог служить как разведывательный корабль или как легкий бомбардировщик. He-111, продаваемый как почтовый или транспортный самолет, имел двери в виде бомбоотсеков, и установка бомбодержателей для боя было легкой задачей. Оба были далеки от идеала для перевозки пассажиров или грузов.
Две игрушки Леманна с самолетами были технически точными изображениями в миниатюре. Игрушечный He-70 с размахом крыльев 5-5⁄8 дюйма и He-111 с размахом крыльев 7-1⁄4 дюйма вышли в середине 1930-х годов, украшенные немецким символом Третьего Рейха - свастикой. Каждая игрушка-самолет была красочно упакована с информационным листом, относящимся к конкретному самолету, металлическим кольцом, а также шнуром и устройством для крепления к фюзеляжу, позволяющим игрушке летать по кругу, в то время как металлические винты вращались реалистично. Обе игрушки, как и оригиналы, были оснащены усовершенствованным убирающимся шасси.
Ранний Lehmann He-70 был отмечен необычной немецкой гражданской регистрацией: D-UDET. Это было сделано в честь Эрнста Удета, который в то время командовал отделом развития министерства авиации Рейха и был национальным героем. Обозначение было снято после его самоубийства из-за разочарования в Геринге и нацистской партии.
В 1938 году фирма Heinkel доработала кабину самолета. Фирма Lehmann представила новую, точную версию. Кроме того, Lehmann больше не выдавал самолету гражданскую маркировку Lufthansa.
НАЗЕМНЫЕ СИЛЫ
Подобно тому, как Вермахт разработал множество боевых машин для различных задач, фирмы Hausser, Tippco, Märklin, Gescha, Gama, Kellermann и Lineol построили мощную армию транспортных средств, некоторые из которых были похожи на настоящие, а некоторые - скорее причудливые продукты воображения. Были пушки и пушечные тягачи, прожекторы и прожекторные грузовики, полевые кухни, мотоциклы и многое другое.
Самые ранние немецкие танки представляли собой легковооруженные гусеничные машины для быстрой атаки, которые служили полигоном для модели ведения войны «Блицкрейг» («молниеносная война»). Как и у транспорта Lufthansa, первоначальный дизайн был скрыт от наблюдателей Версальского договора. Эти ранние «танки» числились «сельскохозяйственными тракторами».
Первый танк, Panzerkampfwagen I («Panzer I»), сошел с конвейеров в 1934 году. Это был высокомобильный легкий танк, который больше подходил для обучения, чем для боя. Тем не менее, это было привлекательно для глаз, и игрушки Panzer I быстро покатились с конвейеров производителей игрушек. Три показанных здесь оловянных заводных бака включают тщательно проработанную камуфляжную отделку Lineol, более упрощенную версию Gescha и массивную модель Tippco.
Редкий, ранний игрушечный танк Märklin размером всего 5-1 / 2 дюйма был больше фантазией, чем моделью настоящего танка. Но детали и качество изготовления продукции Märklin превосходны. Он показан с меньшим по размеру игрушечным солдатиком Lineol. Гораздо более редкие, чем обычно встречаются 7-сантиметровые композиционные игрушки, они были непопулярны в то время и малоизвестны сегодня коллекционерам.
Возможно, костяком немецкого наступления в 1939 году был не танк Panzer, а полугусеничные транспортные машины Krupp и Demag. Компания Krupp построила тысячи прочных «Protze» для использования на протяжении всей войны в качестве войсковых транспортов, штабных машин и для буксировки полевой артиллерии. Грозная рабочая лошадка, Sonderkraftfahrzeug (Sd.Kfz. - «машина специального назначения») перевозила пушки, боеприпасы, а также немецкие войска через Польшу и Францию. Как и в случае с Panzers, первоначальный дизайн A разрабатывался в межвоенный период под видом сельскохозяйственной техники.
ИГРУШКИ В ФОРМЕ ИСТОРИИ
Ограничения военного времени повлияло на производство игрушек в Германии по мере продолжения войны. Таким образом, большая часть автомобилей, которые встречаются сегодня, — это модели автомобилей, которые производились с 1930-х годов до самого начала войны. Этим объясняется отсутствие многих вариантов танков и самолетов вермахта более современных образцов военного времени. Трудно найти, например, танк с одноствольной 88-мм пушкой.