Найти тему

Новый вид мошенничества - вывод денег с мобильного банка без участия владельца

С середины лета прошлого 2020 года отслеживаю новый способ мошенничества по выводу денег с карт без участия владельцев. Об этих случаях пишут в соцсетях и на некоторых сайтах, связанных с технологиями. Но, к сожалению, широко эту тему никто не обсуждает, а мошенники ширит свое поле действий. Видимо, метод со звонками из «службы безопасности Сбербанка» уже не работает и нашлись новые лазейки залезть в кошелек граждан.

Почти у всех сейчас есть банковские карты и мобильные онлайн банки. Государство давно заявило курс на цифровизацию, но предоставить адекватную защиту денежных средств, судя по всему оно не в состоянии. Так же и с мобильными телефонами - количество способов незаконного проникновения очень много, а все ли знают как избегать этого?

Расскажу несколько историй, чтобы было понятно, что новый вид мобильного мошенничества уже становится трендом.

Первую историю я прочитала в Фейсбуке у своего френда, это случилось при участии Райффайзенбанка, деньги у него вывели на сумму месячной зп за покупки в ИМ Wildberries.

Пост по первому кейсу
Пост по первому кейсу

Вторая история случилась около месяца назад, девушка написала об этом в Blacklist на Фейсбуке, но, несмотря на бурное обсуждение, пост почему-то модератор затер, и я не успела его заскринить. Однако с автором мы потом установили связь в мессенджере и я отследила ее развитие истории. Суть: у мамы автора есть карта, есть смартфон, и онлайн банк Сбера. Оплатой по интернет она никогда не пользовалась. Онлайн банком также очень пассивно, только для проверки баланса. В один момент идут списания. Приходят уведомления смс с кодом подтверждения деньги уходят.

Третья история была с ВТБ онлайн банком.

Пост по третьему кейсу
Пост по третьему кейсу

Четвертая история была со Сбером и Тинькофф банками. Она хорошо описана пострадавшей на известном сайте, где вызвала бурные обсуждения .

Были еще истории в переписке на разных технических форумах, где мозговали спецы о причинах и следствиях.

Я выявила несколько сценариев:

1. Использовались мобильные онлайн банки (разные банки)

2. Произошел доступ к телефону, приходят уведомления с кодами и они становятся доступными мошенникам

3. Стали доступны полные данные карты и происходит оплата покупок в Wildberries (говорят, там проще всего использовать карты, не нужно код подтверждения вводить при оплате).

Есть несколько предположений о том, как может происходить подобное мошенничество.

  1. Владелец подцепил вирус. Вирусы сейчас цепляются к ссылкам и баннерам, поэтому этой болезни могут быть подвержены все, кто активно серчит интернет. Вирус может работать по принципу сканирования смс, некоторые (вроде как) и экранов телефонов. Существует технологии перехвата вообще любого трафика с телефона и на телефон. Соответственно, есть возможность без участия владельца читать смс и уничтожать их потом.
Как меня пробивали вирусами после переустановки онлайн банка
Как меня пробивали вирусами после переустановки онлайн банка

2. Существуют мошенники со стороны банков, когда их служащие пользуются данными клиентов и софта.

3. Существуют проблемы у сотовых операторов, когда можно сделать копию сим-карты и воспользоваться ею для получения смс кодов и вода в онлайн банки. Но, в этом случае у владельца пропадает связь с его телефона. То есть две симки не могут работать одновременно, Если активировали дубликат, то ордигинал при этом блокируется. Существование прорех в софте операторов и отсутствию возможностей мошенничества со стороны технарей операторов связи мне убедительно доказал представитель одного сотового оператора, занимающий там высокий пост и мой давний знакомый.

Пока оперуполномоченные разбираются в этих историях, банки переполнены заявлениями от пострадавших. Так, например, девушка из четвёртого кейса из Подольска и там есть всего два специалиста в МВД, которые занимаются такими случаями, а в день поступает от 5 до 10 заявлений!

Страхование карты в случаях списания денег с мобильного банка не попадает по страховку. Здесь рассказали по каким причинам. Вернет ли банк деньги по заявлению и признанию факта мошенничества - это вопрос.

Понятно, что все прочитавшие эту статью будут немного напряжены в отношении своих финансов. Какие есть способы, которые я смогла выудить от тех, кто разбирается в этом чуть больше, чем я:

  1. Не использовать онлайн банки вообще. По минимуму использовать карты (только для снятия наличных)
  2. Использовать онлайн банки только со стационарных домашних компов, пароли вводить вручную, не сохранять автосохранение. Завести себе отдельный кнопочный телефон для получения кодов подтверждения.
  3. Переустановить онлайн банки на второй телефон, который у вас только под эти операции.
  4. Завести себе цифровые карты, которыми вы рассчитываетесь в интернет и applepay. Лимит держать строго на уровне расходов на два-три дня.
  5. Если есть подозрение, что ваш телефон заражен, пройдите процедуру сброса до заводских настроек и перестановку заново нужных и проверенных приложений.
  6. У Тинкофф банка есть услуга (бесплатная) по запрету расчета в интернет своими картами. Управляется через онлайн кабинет, если надо что-то оплатить- включаете флажок, оплачиваете и потом опять закрываете.

Хорошо если кого-то эти советы уберегут от лишних расстройств. Если вы все же пострадали, то обращайтесь сразу по блокировке карты в банк, писать заявления в МВД, банк и сотовому оператору.

Буду рада, если поделитесь своими наблюдениями или результатами по известным вам аналогичным мошенническим случаям.