Приятный экспонат "детской" части коллекции коллекции Веломузея – детский педальный автомобиль "Нева", изготовленный на Ленинградском Северном Заводе в середине 1970-х годов. Машинки «Нева» выпускались там с 1965 по 1978 год.
Я давно искал такую машинку, но в хорошем, полностью сохранном состоянии они как-то не попадались. А тут – удача! Машина практически не эксплуатировалась, т.к. хранилась… в ГАИ! Несколько автомобилей «Нева» изредка использовались в 1970-80-х годах на детских занятиях по Правилам Дорожного Движения; потом машины долго лежали на складе, откуда их забрал предыдущий владелец раритета. Теперь автомобиль занял свое место в коллекции Веломузея! Интересна история предприятия, выпускавшего педальные машинки «Нева»… Примечателен неожиданный факт, что завод имеет прямое отношение к первому производителю автомобилей в России - Русско-Балтийскому Вагонному Заводу (РБВЗ). «Ленинградский Северный завод» отсчитывает свою историю с октября 1878 года, когда градоначальником Санкт-Петербурга было выдано «Особое разрешение» на производство работ в кузнице на берегу Черной речки. В 1890-х годах кузница превратилась в машиностроительную фабрику, а в 1912 году на заводе было размещено авиационное отделение Русско-Балтийского вагонного завода и начата постройка аэропланов. Главным конструктором на завод был приглашен Игорь Иванович Сикорский. По его проектам и под его непосредственным руководством в 1913–1917 годы выпускались самые большие для своего времени четырехмоторные аэропланы «Русский витязь» и «Илья Муромец».
После национализации, в июне 1920 года на базе аэропланного отдела Русско-Балтийского завода был организован Государственный авиационный завод № 3 (ГАЗ № 3), в состав которого также вошли авиационный завод В. А. Лебедева и завод «Гамаюн» С. С. Щетинина (завод Первого Российского товарищества воздухоплавания – старейшее самолетостроительное предприятие России, на котором в 1910 году были выпущены первые русские самолеты «Россия-А» и «Россия-Б», а позднее – гидросамолеты М-5 и М-9 конструкции Д. П. Григоровича, превосходившие по своим характеристикам все гидросамолеты того времени). После революции предприятие, которое последовательно называлось «Красный летчик», «Завод № 23», «Завод № 272», «Ленинградский Северный завод» (с 1967 года), продолжало оставаться одним из флагманов отечественной авиационной промышленности. Завод выпускал первый советский серийный истребитель И-2 конструкции Д. П. Григоровича; знаменитый универсальный самолет У-2 (ПО-2) конструкции Н. Н. Поликарпова; первый советский серийный гидросамолет Ш-2 конструкции В. Б. Шаврова. В послевоенные годы на заводе серийно изготавливались учебно-тренировочные и легкомоторные многоцелевые самолеты ЯК-18, ЯК-11, ЯК-12 и самый мощный для своего времени вертолет продольной схемы ЯК-24 конструкции А. С. Яковлева. С 1958 года завод меняет свой профиль и переходит на изготовление ракет противовоздушной обороны. На нем создаются различные модификации самых современных ракет ПВО для комплексов С-75 и С-200 и ракет «воздух–земля». В 1976 году завод преобразуется в Производственное Объединение «Ленинградский Северный завод», с ноября 1994 года – в Государственное предприятие «Ленинградский Северный завод».
Смотрите обзоры детских "педальников" и велосипедов из коллекции Веломузея: