212-дней и ночей шла битва на улицах города Воронеж. 7 июля 1942 года после прорыва фронта, во многом из-за ошибки Хрущева и занятия фашистскими немецкими и венгерскими войсками городов Касторное и Старый Оскол, пленив при этом несколько десятков тысяч советских солдат, враг перешел на левый берег реки Дон и ворвался в Воронеж. В это время в городе находилась недоукомлектованная 159 стрелковая дивизия (не более 8 тысяч бойцов) и 6 тысяч воронежских милиционеров. Враг по численности превосходил наши силы в несколько раз. В итоге упорных боев утром 8 июля венгро-немецкая группировка заняла центральную часть города и поспешила отправить телеграмму в Германию о взятии всего города.
Данное сообщение не отвечало ни действительности, ни желанию воронежцев сдаваться на милость врагу. Немцы и венгры в первые же дни нахождения в городе провели мероприятия предназначенные для популяризации идей фашизма и нацизма. Но на призывы пополнить ряды полицаев не откликнулся ни один человек из остававшихся в городе 200 тысяч жителей. Причина такого неповиновения фашистам была ясна - 13 июня 1942 года немецкая авиация нанесла авианалет по городу, в результате которого в парке пионеров погибло несколько сотен детей. Немецкая администрация пришла в ярость от такой невиданной наглости и постановила убраться всем 200 тысячам человек из города в течении 48 часов, после истечения этого срока всем оставшимся жителям грозила сметная казнь через повешение. Этот приказ был исполнен для нескольких тысяч мирных жителей, которых вешали на фонарных столбах главной улицы города - проспекта революции, тела могли висеть неделями для большего устрашения непокорного города. Данные жесткие меры привели к образованию в городе как минимум 165 партизанских отрядов, в которых приняло участие от 5 до 10 тысяч горожан. Эти партизаны оказали жесточайшее сопротивление врагу, который себя в Воронеже чувствовал себя крайне не уютно и терял каждый день убитыми до нескольких сотен человек. Враг занял основную часть города, но едва-ли ее контролировал.
Воронеж оказался единственным городом в Европе в котором немецкое командование не смогло назначить бургомистра, даже в Сталинграде такая должность была учреждена. Тем временем в правобережную часть города были переброшены основные силы воронежского фронта под командованием генералов Голикова, а затем Ватутина. Врагу не дали прорваться в северные районы города, где находился воронежский аграрный институт, а также переправится через реку Воронеж. Сейчас в северной части города установлен памятник-пирамида "Воронеж-город воинской славы", этот памятник установлен на месте которого ни один фашист не смог пройти дальше. Таким образом немецко-венгерская группировка попала в воронежский капкан, так как оказалась на выступе 12*8 км зажатой с 3 сторон красной армией и простреливалась советской артиллерией насквозь.
Особого внимания в поведении венгерских отморозков занимает история как они поступили с персоналом и пациентами воронежской областной больницы. Их всех просто закопали живьем в гробах внутреннего двора больницы. Эта была излюбленная казнь у венгров. Когда эту драму донесли до генерала Ватутина тот воскликнул - "мадьяр в плен не брать!"
Особое место в битве за город занимает чижовский плацдарм, расположенный на юге города и открывающий путь на южный мост через реку Воронеж, который красноармейцы вплавь достигли и отбили у врага в августе 1942, а немцы на протяжении всей битвы так и не смогли повторно его захватить. Именно с этого плацдарма 25 января началась удачная атака наших войск по околевшему и оголодавшему врагу. Вечером разрушенный город был освобожден. Совинформбюро сообщало:
25 января войска Воронежского фронта, перейдя в наступления в районе Воронежа, опрокинули части немцев и полностью овладели городом Воронеж. Восточный берег р. Дон в районе западнее и юго-западнее города также очищен от немецко-фашистских войск. Количество пленных, взятых под Воронежем, к исходу 24 января увеличилось на 11 000 солдат и офицеров. Таким образом, общее количество пленных, взятых в районе Воронежского фронта, дошло до 75 000 солдат и офицеров."
По этому же поводу радио Германии сообщало:
Воронеж настолько разрушен, что советы не смогут его восстановить и за 300 лет...
Большие разрушения подтверждала советская сторона:
С 7 июля 1942 года по 25 января 1943 года в Воронеже из 20 тысяч жилых домов уничтожено и взорвано 18227 зданий с жилой площадью 1237 тысяч квадратных метров; разрушено 64 километра трамвайных путей; городской коммунальный фонд уничтожен на 92 процента…От вокзала осталась груда камней… Проспект Революции производит страшное впечатление: нет ни одного целого дома… Петровский сквер весь в окопах, в блиндажах. В Кольцовском сквере тысячи могил с крестами. Здесь фрицы устроили кладбище… Горит здание обкома партии, вернее, то, что от него осталось, — огромные развалины
В результате Воронежско-Касторненской операции было взято в плен 75 тысяч солдат врага и несколько десятков генералов. Окончательный этап этой операции завершился 5 февраля после 10 дневного штурма Старого Оскола и пленения в нем 5 тысяч солдат вермахта. В дальнейшем упорное сопротивление красная армия ощутила только на подступах к Харькову и поэтому за несколько дней смогла совершить марш-бросок на 200 км на запад и юго-запад. Так 8 февраля был освобожден Курск, 9 февраля Белгород, и только 16 февраля Харьков.
Воронежская битва смогла превзойти сталинградскую битву своей длительностью в 212 дней против 200. В самом городе было разрушено 92% зданий и фактически вся транспортная инфраструктура, в ходе битвы советская сторона потеряла 400 тысяч человек, а вражеская не менее 320 тысяч. Под Воронежем была уничтожена 200 тысячная 2 венгерская армия. Поэтому для венгров слово Воронеж звучит также как для немцев Сталинград. Венгрия по причине уничтожения 80% армии, не смогла продолжать участие во второй мировой войне. Этот факт стал решающим в предоставлении Воронежу звания города-героя, так как руководство СССР категорически не желало портить отношения с социалистической Венгрией, тем более после событий венгерского восстания 1956 года и 6 раз отказывала администрации Воронежа в столь высоком звании, ограничившись орденом Отечественной войны I степени. Только в 2008 году Воронеж получил звание города воинской славы. А Старый Оскол как первый город попавший в окупацию по вине Хрущева был им отвергут в 1954 году как центр новой белгородской области.
Слава городу Воронеж! Слава нашему народу!