Последние культурные изменения пугают молодых авторов, говорит нобелевский лауреат, Кадзуо Исигуро. Британский писатель родом из Японии понимает, какие веяния сейчас в Европе и беспокоится за малоизвестных писателей, которые только начинают свой путь. По его мнению, они проходят жестокую самоцензуру и атмосфера страха из-за возможных хейтеров буквально душит их. Каждый новичок может подвергнуться не просто осмеянию, но нападению анонимной толпы интернет-линчевателей. Из-за этого авторы боятся писать о чем-то, что не было бы связано с их личным, непосредственным опытом. Это значительно сужает круг тем и обедняет литературу, как таковую.
66-летний Кадзуо Исигуро – один из тех редких писателей, которые продолжают предупреждать о том, что отмена культуры будет вредна для свободного творчества. Лауреат Нобелевской премии за 2017 год, обладатель Букеровской премии за экранизированный роман «Остаток дня», автор одного из ста лучших британских романов «Не отпускай меня», Исигуро понимает, что такое быть неизвестным начинающим писателем. Их карьера и репутация очень хрупкие, они не хотят рисковать. Автор полагает, что нынешняя цензура опасна для творчества, ведь писатель должен чувствовать себя свободно и писать с точки зрения разных людей. Например, его дебютный роман «Там, где в дымке холмы» написан от лица японки, которая пытается пережить трагическое событие в своей жизни. Исигуро также говорит, что уважаемые авторы не так боятся хейтеров, поскольку они имеют авторитет и репутацию. Однако можно вспомнить недавнюю историю с тем, как за высказывание о трансгендерах пытались травить Джоан Роулинг – казалось бы, куда авторитетнее?
Наверно, в России с такой самоцензурой как раз проще. В 2020 году многие видные деятели культуры, включая ту же Джоан Роулинг подписали открытое письмо против подобной цензуры, которая приводит к моде на публичное осуждение авторов. Политкорректность может привести к литературной катастрофе, а известный хулиган, рок-певец Ник Кейв высказался прямо – «отказываться от неудобных идей – это безумно плохой вид религии». Кажется, опасность цензурного фанатизма понимают именно умные и творческие люди.