Найти тему
Море идей

Словарь юного художника: АР-НУВО

Ар-нуво (от фр. art nouveau – новое искусство) – одно из самых распространённых названий многоликого модерна. Возникший в последние годы XIX века художественный стиль модерн пользовался огромной популярностью по всему миру. Интересно, что практически в каждой стране у него было собственное название: «сецессион» в Австрии, «тиффани» в США, «ар-нуво» во Франции, «югендстиль» в Германии, «модерн стайл» в Англии, «стиль либерти» в Италии и т.д.

Альфонс Муха. «Весна. Времена года», 1896
Альфонс Муха. «Весна. Времена года», 1896

Так называемое современное искусство, расцвет которого пришёлся на начало XX века, отличали нарочитая декоративность, плавные тонкие линии и гармоничные формы , поражающие удивительным свойством – расплываться по полотну. Ар нуво или модерн охватил не только сферу изобразительного искусства, но и стал полноценным течением в декоративно-прикладном искусстве и даже архитектуре.

Фердинанд Ходлер. «Взгляд в бесконечность», 1911
Фердинанд Ходлер. «Взгляд в бесконечность», 1911

Модерн был призван приукрасить реальность – сделать её более привлекательной. В полотнах модернистов часто встречаются разнообразные орнаменты и отдельные узоры. Особое внимание художники уделяли природным и ботаническим мотивам , при этом они не стремились к реалистичности – человеческие изображения в таких композициях больше напоминали искусные витражи.

Густав Климт. «Портрет Адели Блох-Бауэр I», 1907
Густав Климт. «Портрет Адели Блох-Бауэр I», 1907

Так же, как и символисты, художники-модернисты часто прибегали в своём творчестве к аллегориям и символам, создавая собственные фантазийные миры. Женщины на полотнах ар-нуво появлялись в образах богинь. А сами полотна больше напоминали декорации или застывшие сцены театральных постановок. Детали на них играли чуть ли не главную роль: у каждого элемента было своё важное предназначение, каждая деталь являлась важным символом.

Иван Билибин. «Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане" А.С. Пушкина», 1905
Иван Билибин. «Иллюстрация к "Сказке о царе Салтане" А.С. Пушкина», 1905

К представителям данного направления принадлежали такие именитые художники, как Альфонс Муха, Густав Климт, Фердинанд Ходлер, Михаил Врубель, Иван Билибин и многие другие.