Найти тему
AutoHS - история автомобилей

Нелепый «шушпацнер» или уникальная БМП

Оглавление

В начале 1960-х нескольким профильным предприятиям СССР было поручено разработать БМП нового типа, сочетающую в себе высокую огневую мощь, хорошую проходимость и повышенную защиту экипажа. Набор вооружения перспективной бронемашины был определен заранее. Но компоновку и тип движителя разработчикам предполагалось выбрать самостоятельно. В результате была создана наверное самая экзотичная БМП СССР.

Объект-19

В работу по теме конкурса включился Алтайский тракторный завод, в кооперации с Военной академией бронетанковых войск, в 1964 году была построена БМП получившая кодовое обозначение - Объект-19.

Внешне машина отлилась пониженным силуэтом и крайне необычной ходовой частью состоящей из полноприводного колесного и гусеничного движителей. По задумке конструкторов последний за счет гидравлического подъемно-опускного устройства, должен был включаться в работу только при преодолении тяжелого бездорожья. Причем переход на колесно-гусеничный ход проходил менее чем за 20 секунд, и мог осуществляться в движении. Гусеничная ходовая включала элементы движителя танка ПТ-76 и состояла из трех опорных катков и ведущей звездочки, расположенной в задней части. Колесный движитель состоял из четырех колес П-247 оснащенных системой подкачки.

-2

Корпус БМП немного напоминал БРДМ и имел легкое противопульное бронирование толщиной до 25 мм в лобовой части и до 5 мм по бортам. Место мехвода и командира находилось в передней части машины. Наводчик размещался в боевом отделении башни, а сразу позади него десантное отделение на семь человек. В задней части Объекта-19 находился дизельный мотор УТД-20 на 300 л.с., так что покинуть машину десант мог только через верхние люки. Помимо всего прочего водоизмещающий герметичный корпус обеспечивал машине плавучесть, а два водомета позволяли по воде развивать скорость до 11 км/ч.

-3

По части вооружения БМП получилась довольно «зубатой». В качестве основного вооружения приходилась гладкоствольная 73-мм пушка 2А28. В дополнение к ней шел пулемет ПКТ калибром 7,62 мм, а для противодействия тяжелой технике противника имелся ПТРК калибром в 125 мм.

Отвергнут

На заводских испытаниях концепция совмещенного колесно-гученичного движителя в целом показала свою жизнеспособность. Объект-19 уверенно передвигался по бездорожью: преодолевал подъем в 30° и рвы шириной до 2,1 м. На колесном ходу максимальная скорость БМП достигала 80 км/ч, на колесно-гусеничном 52 км/ч, а на воде 11 км/ч. Однако конкурс Объект-19 не прошел. Выбор сделан в пользу более традиционного гусеничного Объект-765 (БМП-1). Объект-19 построенный в единственном экземпляре, сейчас можно увидеть в Бронетанковом музее в Кубинке.

Если вам понравилась статья поддержите ее лайком, а также подписывайтесь на канал!

Заходите на мой новый YouTube канал, там много интересных видео

Читайте также: «Двухмоторный мутант из СССР»: артиллерийский тягач ЗИС