150 лет назад канцлеру Горчакову удалось вернуть военный #флот на Черное море и переписать итоги проигранной Крымской войны. Как сложилась благоприятная для России политическая комбинация - рассказывает ИА FederalCity #историк Константин Мензелинцев.
30 марта 1856 года в Париже был подписан мирный #договор, которым завершилась неудачная для Российской империи Крымская #война 1853-1856 годов. Несмотря на неоспоримое мужество защитников Севастополя и успехи в Закавказье, Санкт-Петербург был вынужден подписать крайне невыгодный для себя мир.
Россия была вынуждена лишить покровительства Сербию, Молдавию и Валахию, отказаться от Южной Бессарабии и устья Дуная, возвратить Турции крепости Карс, Баязет, Ардахан с окрестными землями, и, что самое неприятное, срыть все крепости на Черном море и впредь не иметь там военного флота.
Это было настоящим ударом для русского общества и на долгие годы определило #вектор политических усилий Санкт-Петербурга.
Тем не менее, несмотря на все усилия, условия для пересмотра Парижского договора возникли только в 70-годах XIX века.
"Сразу после Парижского мира министром иностранных дел был назначен блестящий дипломат князь Александр Горчаков. С первых дней своей службы на этом посту он заявил, что главной своей задачей видит освобождение от неприемлемых для России итогов Крымской войны и возвращение влияния России на Балканах. Этому была подчинена вся внешняя политика, проводимая министром (а затем и канцлером Империи) с 1856 по 1871 год ", - подчеркивает историк Константин Мензелинцев.
Во второй половине XIX века с приходом к власти в Пруссии Отто фон Бисмарка ситуация в Европе начала меняться. Глава прусского правительства поставил своей целью объединить под своей властью все разрозненные немецкие княжества и создать единую Германскую империю, пусть даже "железом и кровью".
Для этого Бисмарку требовалась поддержка одной из великих европейских держав, а так как Франция и Великобритания не хотели усиления Пруссии, помощь Берлина нашел в Санкт-Петербурге.
"В обмен на это Бисмарк обещал способствовать отмене Парижской конвенции. Развязав себе руки на востоке, Пруссия обрушилась на Францию. В результате военной кампании 1870-1871 года французские армии потерпели ряд сокрушительных поражений. Благодаря этой победе политический пасьянс в Европе сложился удачно для Санкт-Петербурга ", - рассказывает эксперт.
Читайте также: Новая геополитическая реальность. Россия не принимает гегемонию США
Когда пушки еще гремели, канцлер Горчаков направил в адрес европейских правительств #циркуляр, в котором он уведомлял, что по соображениям безопасности Россия более не может быть связанной обязательства Парижского трактата относительно Черного моря.
Этот #демарш Горчакова вызвал страшное недовольство Великобритании, Франции и Австрии, однако поблизости от Парижа сверкали штыки прусских гренадеров, а без своих основных союзников #британцы побоялись ввязываться в конфликт с Россией.
Пруссия и США поддержали Санкт-Петербург, объявив, что #русские имеют право на обеспечение своей безопасности.
"Усилия Горчакова по пересмотру условий Парижского мирного договора увенчались успехом – он буквально заставил представителей всех великих европейских держав собраться в Лондоне. После жестких и продолжительных дискуссий унизительная для России страница, связанная с поражением в Крымской войне, была перевернута ", - отмечает Мензелинцев.
1 марта 1871 года Россия, Великобритания, Франция, Турция, Австро-Венгрия, Италия подписали Лондонскую конвенцию. Отныне Российская #империя могла возродить Черноморский флот и восстановить крепости и укрепления на море, в первую очередь – Севастополь.
Да, вы сдержали ваше слово:
Не двинув пушки, ни рубля,
В свои права вступает снова
Родная русская земля —
И нам завещанное море
Опять свободною волной,
О кратком позабыв позоре,
Лобзает берег свой родной.
Так писал о блестящей дипломатической победе России поэт Федор Тютчев.
В ознаменование заслуг перед державой повелением императора Александра II князь Александр Горчаков был пожалован титулом "светлейшего князя" – выше были только представители рода Романовых.