О «блестящей иллюминации» Ивана Кулибина, осветившего одним фонарем всю Английскую набережную, 2 марта 1779 года (19 февраля 1779 года — по старому стилю) в красках живописали «Санкт-Петербургские ведомости».
В заметке говорится: «Зеркало весьма способно к представлению разных огненных фигур, когда сии на каком-либо плане будут вырезаны и за сим планом зеркало заставится».
Если современным языком, то речь идет о прожекторе, который с помощью зеркал многократно увеличивал световой поток лампы.
Слава о чудесном фонаре быстро разнеслась по Петербургу. Посмотреть, как одной свечой с противоположного берега Невы освещается парадная променада, приходили толпы. Оценить новое «умопроизведение» механика Ивана Петровича Кулибина выразила желание и сама Екатерина II. « Я весь дворец собою освещаю, как полная небес луна » — поэт Гавриил Державин даже посвятил чудесному фонарю стихотворные строки.
С этого момента от заказчиков отбоя нет — все хотят иметь такой светильник. Заказы поступают из всех городов страны. Тем более что сам изобретатель сделал миниатюру нового устройства, и ее можно использовать даже в каретах, улицах и шлюпках. Очень удобно.
Кулибин на тот момент был уже признанным мастером-изобретателем. Занимал должность в Петербургский академии наук. Нет, не академика, конечно, но был заведующим механической мастерской академии. И он публикует чертежи своего изобретения. Естественно, частные мастерские на фоне ажиотажного спроса очень быстро наладили производство «кулибинского фонаря».
А тот первый петербургский прожектор, на время ставший одной из достопримечательностей столицы, каким-то чудом сохранился и до наших дней. Он хранится в одном из музеев Нижнего Новгорода — родины Ивана Кулибина.
Переходите на наш сайт и читайте больше интересных новостей!