Найти тему
Центр Агроаналитики

Деревенский фольклор в картинах Константина Васильева

Рубрика: «Культурная среда»

«Центр Агроаналитики» продолжает знакомить с крестьянскими образами в искусстве.

Константин Алексеевич Васильев (1942-1976 гг.)

Константин Алексеевич Васильев родился 3 сентября 1942 года в городе Майкопе, Краснодарский край. Его отец, на чью долю выпало участие в трех различных войнах, был простым рабочим, а мать принадлежала к династии великого художника Ивана Ивановича Шишкина. После потрясений второй мировой войны семья принимает решение переехать сначала в Казань, а затем на берега Волги, в Васильево.

«Жница» — 1966
«Жница» — 1966

Художественный талант проявился у Константина Алексеевича еще в раннем детстве. Он изображал на бумаге всё что видел: семью, друзей, деревенский быт, леса и красочные пейзажи у реки. Даже детские рисунки юного художника отличались такой красочностью, точностью изображения и внимательностью к деталям, а его занятия живописью упорством и постоянством, что родители не могли не заметить склонность и способности сына. Особенно всех восхитил скопированная картина «Богатыри» - рисунок отличался поразительным сходством с оригиналом, детальностью прорисовки и необычайно точной передачей настроения картины. С этого момента семья окончательно решила во что бы то ни стало отправить мальчика в художественную школу. Но такой возможности не было – ни в Васильево, ни в Казани не было художественных заведений для детей.

«Над Волгой»
«Над Волгой»

Однако это не помешало Константину Алексеевичу обучаться желаемой профессии, наоборот, отсутствие художественной школы в его городе побудило его принять участие и выиграть конкурс, сдав все экзамены, в Московской средней художественной школы имени В. И. Сурикова. Оказавшись в среде талантливых преподавателей и учеников, Васильев сразу же занял свое место в рядах наиболее выдающихся обучающихся. Его работы каждый раз получали бесчисленное количество восторженных отзывов учителей, а ему пророчили будущее великого художника. Но судьба сложилась так, что всего через пару лет Константину Алексеевичу пришлось вернуться в Васильево, причиной чего стала скоропостижная смерть отца.

Но даже за это сравнительно небольшое время талантливый художник настолько овладел ремеслом, что мог работать в различных стилях и продолжал постоянной практикой уже самостоятельно.

«Свияжск»
«Свияжск»

Ему принадлежит создание более четырехсот картин различных направленностей, от абстракционизма до сюжетов древнерусских сказок и, более того, даже древнегерманского эпоса.

Константина Васильева поистине можно назвать певцом русской деревни и природы. Родные с детства места стали сюжетами множества его картин. Древность, несколько романтизированная и приукрашенная сказочными мотивами, становится лейтмотивом множества работ великого художника. В своих картинах он не просто воспевает национально русский характер природы и уклад жизни, но и придает изображаемым объектам и пейзажам своеобразный былинный образ. Такой прием позволяет зрителю словно перенестись в сказку, увидеть привычные глазу пейзажи под новым ракурсом, словно под наложенным фильтром иной мистической реальности, как например на картинах «Над Волгой» и «Свияжск».

«У чужого окна» — 1973
«У чужого окна» — 1973

Фирменным подчерком Васильева становится глубокий символизм его работ. Каждый изображенный предмет словно живой, наделен собственным характером и настроением. Если на полотне изображен лес, он непременно будет населён древними духами, а реках наверняка можно заметить русалку или почувствовать ее скрытое присутствие. Особенно заслуживают внимания детали на его картинах: каждую работу можно подолгу рассматривать, каждый раз обнаруживая все больше скрытых на первый взгляд деталей и символов. Тени, отблески свеч, капли на стекле или узор на окнах – каждая, казалось бы, мелочь имеет определенный смысл и создана художником не случайно.

«Северный Орел» — 1969
«Северный Орел» — 1969

Мотив русской деревни является общим для большинства работ и выбран не случайно. Помимо того, что Васильев писал знакомые для него самого места, такой выбор объясняется еще и тем, что это наиболее подходящее место для размещения его героев – былинных и сказочных. Длиннобородые старцы, девушки с тугими косами по плечам, могучие войны с мрачными взглядами – таких не встретишь в городе, они сохранились лишь далеких глубинках, отдаленных от быстро растущих индустриальных цивилизаций нового мира.

«Отечество»
«Отечество»

Преданность русской самобытной идее и мастерство исполнения были оценены различными критиками. Музеи с его картинами открыты в различных городах России, в том числе и в Москве. Сам художник скончался рано в возрасте 34 лет, был сбит поездом на железнодорожном переезде. Похоронен в родном поселке, в любимой березовой роще, которую сам часто изображал на своих полотнах.

«Деревня Васюткино»
«Деревня Васюткино»
«Сумерки»
«Сумерки»

Текст подготовлен Вероникой Эйдлин.

Другие публикации рубрики «Культурная среда»