О Короле ужасов Стивене Кинге я до своего окончательного знакомства с ним слышала немало. Одно время все мое окружение буквально взахлеб зачитывалось Кингом, в то время как я снисходительно игнорировала данного автора, обходя стороной повальное увлечение его произведениями. Причины были просты - современную литературу и создающих ее авторов я не признавала, предпочитая заместо этого лишний свободный часок провести в компании Диккенса или Кафки.
"Кэрри"... "Сияние"... "Кладбище домашних животных"... О чем это они?" - с отчаянием вопрошала я всякий раз, стоило моим интернет-приятелям в одном из чатов начать обсуждение творчества Великого и Ужасного. Особенно среди всех выделялась одна девушка, что как раз чаще всего и являлась инициатором разговоров о Кинге. В один прекрасный день она призналась, что не спала всю ночь, так как перечитывала "Кэрри" - дебютное детище Короля, принесшее ему затем мировую известность. Это и стало моей последней каплей.
"Ну, была не была. - думала я, стремительным шагом направляясь в книжный. - Посмотрю я, за что тебя так любят. Ну, держись, Повелитель Кошмаров! Я иду к тебе!".
...Спустя трое суток "Кэрри" была прочитана. Отложив томик в сторону, я молча осознала, что в мою жизнь вошел новый автор. Автор, книги которого я буду искать по библиотекам и букшопам с настойчивостью Шерлока Холмса. Автор, в строки которого вчитываясь, я понимаю снова и снова, почему лихорадка читателей по Стивену Кингу не оставляет мир в покое и по сей день.
Я не буду приводить здесь биографию мистера Кинга. Дословно рассказывать о том, как он начинал свой путь писателя, как пробивал дорогу к славе и ваял свою литературную Вселенную. Со всем этим можно ознакомиться в замечательной биографии авторства Лайзы Роугек "Стивен Кинг: сердце, в котором живет страх".
Ну а я покуда начну свои неспешные рассуждения о моем персональном видении на творчество мистера Кинга.
1. Язык произведений Мастера.
Одно из главных преимуществ Кинга: читается он на удивление легко. Простой язык повествования вкупе с увлекательными сюжетами и постоянной интригой приводят к тому, что книги Кинга действуют, подобно наркотику, вызывающему быстрое привыкание: их хочется еще и еще; окончив дегустировать одно "блюдо" от Мастера ужасов, ты тут же принимаешься за другое.
2. Еще одно несомненное преимущество данного писателя - он не приедается. Лично я могу прочитать одна за другой восемь томов подряд, и все равно захочу "читануть" еще что-нибудь из кинговского напоследок.
3. Главными героями в произведениях Кинга зачастую становятся обыкновенные люди.
Такие, как мы с вами: продавцы, домохозяйки, молодые доктора и писатели, дети, школьники и студенты. Кинг прекрасен именно тем, что зачастую не мудрствует, приукрашивая героев книг, делая их "сверхсложными" и перегружающими читателя собственной значимостью. Да, Кэрриэтта Уайт ("Кэрри") и Дэнни Торренс ("Сияние") наделены сверхспособностями, и этим самым они глубоко отличаются от своих более беззаботных и обделенных столь непростыми дарованиями сверстников. Но даже при всем этом они - обыкновенные испуганные дети. Со своими проблемами, комплексами, страхами, переживаниями и скелетами в шкафу. Мы запросто можем поставить себя на место Кэрри, не обладая при этом даром телекинеза; посочувствовать простой горничной, пережив ее историю, как свою, в самой реальности даже не сталкиваясь со всем ужасом, что она пережила ("Долорес Клейборн"). Сотворить своих героев особенными и одновременно невероятно близкими простому обывателю - это Стивен Кинг умел, и мастерски умеет делать это до сих пор.
4. Захватывающие сюжеты.
Даже такая преданная поклонница, коей являюсь я, безоговорочно признает: временами Мастер любит грешить пространными отступлениями, сносками, а чрезмерное растягивание сюжета для него - привычное дело. Однако данный недостаток является совсем крошечным и незначительным обстоятельством по сравнению с талантом Кинга интриговать и заинтересовывать читателя. Лично мне доводилось за полночь зачитываться "Страной радости" и "Воспламеняющей взглядом" только потому, что меня банально не отпускало. Что будет дальше, какой зазвучит рояль в кустах? Скука - последнее, что приходило ко мне в гости, когда я брала в руки книгу Кинга.
5. Сама я с Кингом познакомилась в довольно позднем возрасте, в то время как другие начинают зачитываться творениями Мастера, будучи подростками. Но одно его достоинство могу заприметить даже я, выходец из поколения миллениалов.
Это невероятно, но самому Кингу в его довольно зрелые года всегда получалось видеть подростков такими, какие они есть. Обыкновенно взрослые писатели, расписывая похождения молодых юношей и девушек, пропускают все через призму собственного восприятия, порою греша некоторой долей осуждения и снисходительности в сторону описываемой ими "молодежи". У Кинга такового не наблюдается. Неоднократно перечитывая "Кэрри", "Кристину", "Страну радости", "Оно" и прочие книги, создается ощущение, что пишет "свой человек" - такой же молодой, неуверенный в себе парнишка с прыщеватым лицом, подростковыми тараканами во всклокоченной голове и "заныканным" под кроватью номером "Плэйбоя". Точно так же Кинг удачно перевоплощается в других своих героев. Вчитываясь в строки его произведений, невольно начинаешь верить, что такой человек, как Кинг, мог гармонично существовать в любой эпохе. Ибо кто еще одинаково мастерски может описать и исполненные удивительных фантасмагорий приключения стрелка из Гилеада, и леденящие душу откровения начальника блока смертников в одной из тюрем начала двадцатого столетия?
6. Подкупающее отношение Кинга к феминизму и секс-меньшинствам.
Писатель частенько прибегал к образу сильной женщины в своих произведениях ("Долорес Клейборн", "Сияние", "Темная башня"); не боялся показать женский персонаж чудовищем и "моральным уродом" ("Мизери", "Институт"). Не обошлось без упоминания секс-меньшинств - причем в отнюдь не негативном контексте. В начале романа "Оно" Кинг с уважением отзывается о посетителях гей-клуба, отмечая их умение мирным способом решать конфликты, возникшие на почве романтического соперничества, а в "Мобильнике" 2006 года один из персонажей Томас Маккорт - открытый гомосексуалист.
7. Чувство юмора - простое, как сама песня, но при этом порядочно разряжающее напряженную обстановку в некоторых сценах кинговских романов. Иногда персонажи отмачивали на словах такое, из-за чего я просто хохотала в голос. Кинг умеет быть забавным - местами, но умеет. Элементы так называемого "кавая" тоже имеют место быть - чего только стоит ушастик-путаник Ыш ("Темная башня"), навсегда покоривший мое сердце и ставший одним из самых любимых моих персонажей.
8. Все романы Стивена Кинга объединены в одну большую вселенную.
Начинающему поклоннику будет несколько непривычно наблюдать за тем, как пересекаются в произведениях Кинга жизненные пути персонажей из абсолютно разных книг; линии одного произведения ведут к другому, связывая книжные миры в один - большой и невероятно сложный в своей многогранности. Например, зараженный вирусом бешенства пес Куджо из одноименного романа упоминается так же в "Кладбище домашних животных", "Мертвой зоне", "Нужных вещах" и многих других произведениях. Именно такие отсылки и позволяют нам понять, как тесно на самом деле переплетены между собой такие разные на первый взгляд книжные детища Кинга.
9. Отношение к жене и коллегам.
Меня как особу весьма впечатлительную и романтично настроенную, никак не смог оставить равнодушной тот факт, что значительное количество своих книг писатель посвящает своей любимой жене - Табите Кинг, с которой они живут в счастливом и крепком браке вот уже пятьдесят лет. Лично я не встречала ни одного предисловия к роману, в котором Стивен не отзывался бы с огромными любовью и теплотой о Табите, каждый раз отмечая ее заслуги в написании того или иного романа и благодаря за самоотверженную поддержку и любовь. Особенно тронуло меня обращение, в котором Кинг цитирует Джорджа Мартина, говоря о супруге: "Она - мое солнце и звезды" ("Институт"). Ну вот как тут не впечатлиться? Не каждый знаменитый мужчина с такой охотой признает, что за ним стоит такая сильная и удивительная женщина.
Людей, которые помогают Кингу в написании, корректировке и редактировании романов, писатель так же не обходит добрым словом. Это еще раз показывает, что Кинг - не очередной "зазвездившийся писака", а настоящий мастер слова и дела, признающий не только свой труд и заслуги, но и вклад посторонних личностей в создание того или иного произведения. К примеру, целое послесловие того же "Института" посвящено Рассу Дорру - старинному другу, фельдшеру - а позднее и личному помощнику-консультанту писателя. Друг консультировал Кинга по многим вопросам - от медицинских (к примеру, в результате чего животные заражаются бешенством и как развивается эта болезнь) до более значительных и глобальных. Это и не преминул упомянуть Король, отметив поддержку старого друга как один из значимых периодов в своем творчестве.
Вывод... Какой можно сделать вывод из моей статьи? Вряд ли что-то по настоящему определенное. Несмотря на словесное изобилие, я не выразила и трети своей любви к творчеству Кинга - слишком она велика. Скажу лишь одно: день, когда я решила бросить вызов прославленному автору, скептически высмеяв его книги, а в результате этого став одной из преданных его поклонниц - этот день определенно стал лучшим днем в моей жизни.
А вы знакомы с творчеством знаменитого американского писателя? Какие его книги вам больше по душе? С какой из них началось ваше путешествие в продирающий до костей мир фантасмагории и ужаса?
#культура #литература #авторская колонка #stephen king