Найти тему
Молодёжная газета

Выставки: «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны»

Выставочный зал «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова и компания Арт-Экспо (Ставрополь) предоставляют уникальную возможность зрителю познакомиться с творчеством величайших художников Северного Возрождения – Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего.

Подобные выставки, имевшие большой зрительский успех в нашем зале с 2017 по 2020 годы, уже познакомили уфимцев с творчеством нидерландского художника-постимпрессиониста Винсента Ван Гога, великолепных французских импрессионистов, великого русского художника Ивана Айвазовского, а также художников-модернистов.

​Нынешняя экспозиция представляет 60 высокохудожественных репродукций картин, выполненных в технике «жикле» при помощи современных уникальных компьютерных технологий, позволяющих полностью воссоздать бессмертные шедевры на натуральном холсте, воспроизвести мельчайшие нюансы цвета и светотени, передать характер и фактуру мазка, сохранить даже печать времени в виде кракелюров. Большая часть экспозиционных работ снабжена информацией с описанием сюжета и истории произведения.

Условия, в которых жили нидерландские художники, накладывали глубокий отпечаток на их творчество. Культуру того времени в целом можно охарактеризовать как «культуру размышления» о цели жизни всего человечества. Все предметы и явления мира в сознании людей сводились к Божьему присутствию. Бог, явившись основной константой и в искусстве, стал до предела символичным. Яркое тому подтверждение – полотна Босха и Брейгеля.

Вторая половина XV века была ознаменована ожиданием Второго пришествия Иисуса Христа и Конца света, который было намечен на 1500 год. Люди в ужасе ждали этого дня, ведь каждый боялся попасть в ад, но надеялся познать райскую благодать. Поэтому мыслями людей владела тогда не только любовь к Богу, но и страх. Очищение от грехов, стремление к душевной чистоте и одновременно к искоренению пороков окружающего мира – вот что владело умом напуганной Европы, а чудеса, мистика и колдовство были обычными явлениями в повседневной жизни людей, их попыткой проникнуть в тайны мироздания.

-2

Иероним Босх. Страшный суд.

Однако Конец света не произошёл – и люди почувствовали себя растерянными. Их ожидания, их уверенность в предрешённости бытия и правоте церковных текстов пошатнулись.

Нидерланды сильно страдали от агрессии соседей, поэтому борьба за выживание также стала частью жизни этой стойкой духом нации, которой довелось пережить и духовные, и физические пытки. Наверное, именно поэтому Иероним Босх и Питер Брейгель Старший изображали все эти страшные сюжеты.

Данная выставка – своеобразное размышление для зрителя, который в экспозиции сможет увидеть общие и отличительные черты работ Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего.

Так, герои Босха – это куртуазные рыцари, беззащитные девы, нежные юноши, монахи. Словом, люди возвышенные, аристократичные. И изображает их Босх в возвышенной манере, близкой к храмовой живописи. Его тонко прорисованные персонажи кажутся воздушными и беспомощными (левая и центральная часть триптиха «Сад земных наслаждений»).

-3

Иероним Босх. Сад земных наслаждений.

Подобное видение мира к художнику, видимо, пришло в те времена, когда, будучи посвящённым в члены Братства Богоматери, он получал разнообразные заказы по оформлению праздничных шествий и обрядовых таинств Братства, а также по росписи храмов.

Художник запечатлевал, скорее, внутренних людей-демонов, некие метафизические силы, борьбу добра и зла в их библейском понимании. Сюжеты его полотен похожи на кошмарные сны (правая часть триптиха «Сад земных наслаждений» /«Музыкальный ад»/, левая и правая части полиптиха «Блаженные и проклятые» /«Ад»/ и /«Рай»/).

Брейгель, наоборот, описывает устройство мира простых людей, тружеников, чему соответствует его чуть грубоватая манера живописи. Неслучайно Брейгеля прозвали «мужицким» – за чёткие линии и общую устойчивость, кряжистость образов («Крестьянская свадьба», «Крестьянский танец», «Свадебный танец»).

-4

Питер Брейгель Старший. Крестьянская свадьба.

В отличие от Босха, Брейгель был реалистом. Он крайне редко придумывал страшных чудищ, олицетворяющих силы зла. Брейгелю хватало монстров в реальной жизни: это солдаты, убивающие женщин и детей, голод, пожары, мятежи, болезни, безумие... («Избиение младенцев», «Самоубийство Саула», «Безумная Грета»).

Брейгеля называют последователем Босха. И в их творчестве действительно много общего: обоих интересует больше глобальное устройство мира, чем конкретные локальные сюжеты, их сложно назвать филантропами и оптимистами, скорее, наоборот. Ещё можно сказать, что они пользовались одной системой символов. Так, в триптихе Босха «Воз сена», помимо библейского сюжета, раскрытого в левой и правой створках («Грехопадение» и «Ад»), в центральной её части автор высмеивает алчность, используя народную пословицу: «Мир – это стог сена: каждый хватает, сколько может», превратив легенду в сатирико-нравоучительное изображение грехов человечества.

Подобное мы наблюдаем и в «Триумфе смерти» Брейгеля, в которой главный смысл картины скрыт под абсолютно традиционными мотивами сюжета. ⠀

В визуальном плане работы Босха и Брейгеля тоже похожи; более того, в начале своего творческого пути молодой Брейгель копировал работы Босха в Антверпене, во время обучения в мастерской Иеронима Кока. Об этом говорит экспозиционная работа «Падение мятежных ангелов», написанная в «босховских» традициях.

Юмор и гротеск, присущие работам Босха и Брейгеля, также объединяет двух титанов Северного Возрождения. Это небольшие жанровые композиции «Извлечение камня глупости», «Корабль дураков», «Смерть скупца», «Блудный сын» «Аллегория чревоугодия и сладострастия» Иеронима Босха и «Страна лентяев», «Фламандские пословицы», «12 нидерландских пословиц» Питера Брейгеля Старшего.

-5

Иероним Босх. Корабль дураков.

В своих картинах Босх использует общепринятую в средневековье символику бестиария – «нечистых» животных – верблюда, зайца, свинью, лошадь, аиста, единорога и множество других. Жаба, часто изображаемая художником – символ дьявола и смерти, как и всё сухое – деревья, скелеты животных. Перевёрнутая воронка – атрибут мошенничества или ложной мудрости; отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, у Босха – связана с ересью и магией. Часто изображая сову, Босх вносил её в контекст к персонам, которые коварно вели себя, либо предавались смертному греху. Поэтому сова, как ночная птица и хищник – в интерпретации Босха – символ глупости, духовный слепоты и безжалостности всего земного. Чёрные птицы у Босха означают грех.

Символична картина Брейгеля «Сорока на виселице», где сорока может быть олицетворением тех людей, которые обрекают ни в чём не повинных людей на смерть.

Ряд произведений Питера Брейгеля демонстрирует уникальный метод художника – соединение в одной картине панорамы и миниатюры, к примеру: «Вавилонская башня», «Детские игры», «Битва Поста и Масленицы» и «Вино на празднике святого Мартина». В их многоплановых композициях, с использованием воздушной перспективы художник уделяет большое внимание не только развёрнутому действию, но и мельчайшим деталям одежды и мимики персонажей. Показав человеческое общество в виде «муравейника», живописец, и здесь не чужд морализаторства.

Своих героев Брейгель часто зашифровывал в библейском сюжете, отдавая предпочтение изображению красивого ландшафта или выразительного силуэта второстепенных персонажей на переднем плане, вкладывая в идею картины определённый смысл («Падение Икара», «Притча о сеятеле», «Путь на Голгофу», «Обращение Савла»).

Большая часть картин Брейгеля посвящена изображению природы, деревни и её жителей. Безликие представители сельских низов становятся главными героями его работ, лица которых зачастую скрыты от зрителя. Но многие поздние его композиции говорят о растущем интересе художника к индивидуальным персонажам. Художник пишет крупные фигуры людей, по отношению к которым окружение играет уже подчинённую роль («Притча о слепых», «Разоритель гнёзд», «Мизантроп»).

Независимо от того, что изображено в непревзойдённых «брейгелевских» зимних пейзажах: евангельская сцена или утопающая в сугробах фламандская деревушка с жанровыми сценками – маленькими человечками, беззаботно катающимися на коньках по тонкому льду замёрзшего озера или оживлённо беседующими парами, прогуливающимися на берегу. Прежде всего поражает изысканная жемчужная гамма этих произведений, их спокойный и умиротворённый ритм («Поклонение волхвов в зимнем пейзаже», «Перепись в Вифлееме», «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц»).

В отличие от Брейгеля, «босховский» пейзаж, на фоне которого разворачивается библейский сюжет «Поклонение волхвов», более фантастичен, нежели реален.

В экспозицию выставки вошли также работы Брейгеля из его популярной серии «Времена года», в которых основную роль играет природа, а люди, так же, как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта («Охотники на снегу. Зима», «Возвращение стада. Осень», «Сенокос. Раннее лето», «Жатва. Лето»).

Особую известность из этой серии приобрела картина «Охотники на снегу. Зима». Контраст ближнего и дальнего планов создаёт небывалое ощущение простора, скомпонованные в мизансцены персонажи передают в пространстве картины некое движение. Художник будто невольно приглашает зрителя на высокий холм, где под ветвистыми деревьями расположились его охотники, чтобы с высоты птичьего полёта полюбоваться завораживающей красотой бескрайних далей, с фламандскими домиками и заснеженными скалами на фоне тонкого изумрудного неба, в своей цветовой гамме гармонично перекликающегося с ледяным катком.

-6

Питер Брейгель. Охотники на снегу. Зима.

Наследие художников насчитывает небольшое количество картин. Так, на основании результатов современных исследований творчества Иеронима Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию художника 25 картин и 8 рисунков. Это триптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Лишь семь творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.

Произведения Босха представлены на родине художника, в Нидерландах, в музеях Испании, Франции, Италии, Португалии, Бельгии, Австрии, Германии, а также в Национальной галерее  искусства в Вашингтоне (США) и Художественном музее в Сан-Паулу (Бразилия).

В настоящее время 45 живописных работ признаны бесспорными произведениями Питера Брейгеля Старшего. 43 картины хранятся в музейных коллекциях двенадцати стран: Австрии, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Испании, Италии, Нидерландов, США, Франции, Чехии и Швейцарии; наиболее представительные собрания – в Музее истории искусства в Вене и в Королевских музеях изящных искусств в Брюсселе.

Выставка «Босх и Брейгель. Мистические образы и тайны» проходит по адресу: г. Уфа, ул. Космонавтов, 22 и продлится до 14 марта.

Ольга Поленок.