Найти тему
Ключ-Медиа

Урочище Шушмор, Плавучее озеро и Клязьма: экспедиция по аномальным зонам

У аномальных мест Владимирской области появилась звуковая карта. Это произошло благодаря визиту современной художницы Ульяны Подкорытовой и открытию ее выставки «Позови меня с собой» в Центре современной культуры. Чтобы впервые соединить актуальное искусство и мифологию нашего края, автор отправилась в исследовательскую экспедицию. «Ключ-Медиа» составил ей компанию.

-2

ДОСЬЕ: Ульяна Подкорытова — член Московского Союза художников, номинант Государственной премии в области современного искусства «Инновация» (2017), премии Сергея Курехина (2020), дважды стипендиат грантовой программы Музея современного искусства «Гараж» (2019, 2020). Её персональные выставки с успехом прошли на таких знаковых площадках, как Центр современного искусства «Винзавод», Музей современного искусства «Гараж», галерея «Триумф», Мультимедиа Арт Музей. Работы выпускницы Школы Родченко связаны с русским фольклором, который интерпретируется в былинах, сказках, новостях, мемах и байках. Произведения хранятся в коллекциях не только России, но и Италии, Германии, Кореи.

Мы катим в просторной теплой машине навстречу приключениям. Флажки на нашей карте — это аномальная зона Шушмор, часть которой находится в национальном парке «Мещёра», музей птиц, озеро Плавучее в микрорайоне Мостострой и берег Клязьмы. Ульяна на переднем сиденье пьет чай из термоса: запах меда и имбиря, как колдовское зелье, окутывает салон приятным нуаром. Готовясь к «высадке» в первом пункте, читаем в интернете: «Здешние старожилы говорят об оптических аномалиях атмосферы и гигантизме, „уродстве“ растений, периодических появлениях змей или ужей, громадных для этих широт размеров». Нас приветствует солнечное гало, и сомнений не остается: окрестности хранят какие-то тайны.

-3
-4

Приближаемся к Мещёрской низменности, которая покрывает часть Владимирской, Московской и Рязанской областей. «Лосиный остров», «Сокольники» — тоже остатки мещёрских лесов. Площадь национального парка внушительная — 118 900 гектаров. В заповедных и охраняемых зонах ведется научная деятельность, работают краеведы и орнитологи.

-5

-6

Отсюда, «переобувшись» в «УАЗик», мы стартуем к условному началу аномалий — реке Шушмор, которая и дала назание мифическому урочищу . За «баранкой» — участковый госинспектор Михаил, который отвечает за патрулирование и охрану территории. Рядом с ним сидит Виктор — начальник отдела туризма «Мещёры», наш отважный экскурсовод:

«Сейчас мы подъезжаем к некой абстрактной зоне, которая примерно начинается с поселка Уршельский Гусь-Хрустального района и заканчивается в Шатурском районе Московской области. Если углубиться в этимологию созвучных слов, то можно обнаружить схожесть в их происхождении. Шушмор, Шатура, Уршель... Морфемы „ур“ и „ша“ отсылают к змеиному богу и возвышенности, горке. Местные говорят „Уршел“, то есть без мягкого знака».
-7
-8

Сердце Шушмора, согласно мифам, — капище языческим богам. Оно окружено столбами в виде гигантских змей и покрыто узорами. Якобы раньше в урочище жили люди озер, слывшие колдунами. Повелители природных сил поклонялись змеям, считавшимся защитниками и покровителями дома.

«На самом деле культовое место пока никто не находил. Но Шушмор упорно называют „Бермудским треугольником Мещёры“, потому что там часто плутают или даже пропадают люди. В сети есть непроверенная информация, что в 50-60-х годах прошлого столетия здесь исчезла группа туристов. Что поделать: болотистые, гиблые места...»

-9
-10

Сначала мы смеемся, мол, да поняли мы, ни шага влево, ни шага вправо. Но постепенно наша бравада уменьшается: суровость водителя нещадно пробуждает в сердцах опасения.

«Чего смеетесь? Вон, один мужик зашел отсюда, а вышел в Рошале. Хотя зимой по парку далеко не уйти, как и не проехать на обычном легковом авто: слишком много снега, кочки и буераки. Расчищенную дорогу, по которой едем, называют местным БАМом».
-11

Уже в кибитке мы превращаемся в боязливых детсадовцев, впечатленных сказками о «бабайке». Разговоры о животном мире подливают масла в огонь.

«Волк и медведь часто заходят на территорию парка. Все же помнят, что делать? Если волк — на дерево лезть, повыше желательно, ну, а если медведь — бежать или притвориться мертвым: он понюхает и уйдет. Помните, что они, если сильно голодные, будут сторожить. Вот в охотничьих хозяйствах Рязанской области разрешили отстрел, а у наших инспекторов оружия нет: на территории национального парка такие мероприятия запрещены. Только дубинки и электрошокеры».

Наш запуганный десант высаживается в лесу и сразу замирает на месте, задрав головы вверх и устремив взгляды к небу: облака здесь плывут в разные стороны. Киваем друг другу: да-да, это неспроста, ведь урочище Шушмор — аномальная зона. Ульяна просит всех помолчать и достает диктофон.

-12

Проводник Виктор рассказывает:

«Очень много мифов: уфологи и журналисты тщательно поддерживают местные истории то о мигающих огоньках, то о силуэтах стариков. Пожалуй, самая объяснимая версия „аномальности“ Шушмора — что на болотах выделяется метан, газ, который сильно дурманит, если им надышаться. Потому в топях что угодно можно увидеть».

-13
-14

Пейзажи Шушмора несколько отличаются: здесь папоротники вырастают до одного метра, у деревьев — квадратные или треугольные стволы. Однако, краеведы говорят, что для болот это нормально. Мы подходим к руслу реки , где вдоль берега растет ольшаник, низину огибает ельник, а дальше идет сосна. Змей в этих краях весной-летом действительно много из-за большого количества влаги. Виктор ведет нас к ели, возраст которой, судя по ее необъятному стану, около ста пятидесяти лет. А еще мы видим небольшую черную, но редкую птицу — желну. Это очень кстати перед посещением музея природы «Мир птиц» на базе национального парка.

-15
-16

Р-р-раз, и мы уже на Плавучем озере, у берегов которого колеблются мшистые зеленые кочки. Их видно летом, и если на них попрыгать, они будут пружинить. По легенде, эта водяная подушка — заросшие илом короба, в которых захоронены тела бояр Кучковичей. Якобы они устроили заговор и убили Андрея Боголюбского в отместку за отцов, не поделивших земли. Бояр признали иудами, а земля предателей не принимает. Вот, сложив останки после казни в короба, и утопили их в озере. Считается, что в ночь на роковой день 29 июня на Плавучее не ходят: есть риск нехило испугаться протяжных стонов со дна.

-17

-18

Финальный пункт нашего трипа — река Клязьма. Городской водоем по определению хранит огромный пласт энергетики веков, но и без особых баек тут не обошлось. Никто не знает, куда на самом деле пропали золотые створки ворот , висевшие при въезде в город. Одна из версий гласит, что боявшиеся разграбления ханом Батыем местные жители решили их снять и утопить в Клязьме. Ворота были выполнены в технике огневого золочения, когда ртуть смешивают с золотом, и образуется специальный сплав, дающий при испарении позолоту. Так вдруг они до сих пор лежат под толщей вод?

-19

Охмеленные целым днем свежего зимнего воздуха, мы возвращаемся домой во Владимир, как будто погуляв по мирам. Кончились рассказы провожатых, в голове и мыслях остались незабываемые впечатления от посещения близких, но таких необычных мест.

-20
-21
-22

Фото Максима Амельченко

Источник: Kluch.media

Озера
3391 интересуется