Найти тему
Academia-nadezhda

Из двух зол выбираем меньшее... Что случилось с человечеством?

М. Врубель. Демон сидящий. Фрагмент.
М. Врубель. Демон сидящий. Фрагмент.

В телевизионных политических дискуссиях вопросы безнравственных поступков, аморальных высказываний политологи, философы объясняют тем, что наступила эпоха постмодернизма. Почему эта эпоха позволила нам делать выбор между двух зол? Ведь, выбирая даже меньшее зло, мы выбираем зло.

Начиная с эпохи распространения христианства в Европе, в обществе побеждает взгляд на предназначение человека, который должен сделать выбор между добром и злом. Этот выбор был непростым, ведь добро было на земле, а зло располагалось в потустороннем мире, в преисподне. Зло не селилось на земле.

Свобода - главный смысл жизни человека - в эту эпоху проявляется в возможности выбора между добром и злом. Принятие в XIII веке католической церковью догмата о чистилище (как основы правового сознания), появление образа чистилища в иконографии XV века как попытка остановить человека в его свободе выбора, как добра, так и зла, характеризует проблему свободы этого периода.

1. Что случилось с человечеством к ХХ веку, если его выбор теперь между злом и худшим злом?

Альбер Камю - философ-экзистенциалист - определял мир в ХХ веке как "беличье колесо от плохого к худшему и вновь к плохому".

В таблице приведена характеристика эпохи постмодернизма по одному из философских учений: ПОСТМОДЕРНИЗМ предполагает конформизм, отсутствие пафоса, деловое использование предшествующего, вторичность как позиция, безоценочность в самоназвании: « Мы — всё», недекларируемая демократичность, коммерческий успех, антиутопичность, отказ от предыдущей культурной парадигмы, всё может называться искусством [1].

Таблица Academia-nadezhda
Таблица Academia-nadezhda

Очень точная характеристика того, что происходит с обществом сегодня. Обратим внимание только на некоторые черты. Конформизм проявляется в том, что мы начинаем принимать все стороны жизни как нормальные, например, в рекламе шоколадки грабители влезли в дом и пытаются вскрыть сейф. Таких примеров много. Деловое использование предшествующего опыта - когда во многих наших кинофильмах угадывается очень известный голливудский сюжет. Или И. Аллегрова поет "Над пропастью во ржи" - это очень известная книга Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи» написанная еще в 1951 году. Безоценочность в самоназвании: « Мы — всё» - молодежь на митингах кричит: "Мы - власть!". Антиутопичность - утопия стала реальностью в Европейских странах, особенно в США, отказ от предыдущей культурной парадигмы, называться искусством может всё.

2. Как случилось, что зло вышло на свет и поселилось среди нас, стало нашей реальностью, а мы этого не замечаем?

Проследим эволюцию понятий добра и зла в обществе.

Средневековый этап.

Проблема добра и зла выходит на первое место в жизни средневекового человека. Христианские заповеди четко определяют человеку что есть добро. Августин Блаженный делит мир на Град Божий и Град Земной. Град Божий как духовная община праведников. В православии русские философы В. Соловьев, Н. Бердяев и другие говорили, что свобода - это невозможность выбора зла.

Интересно изображает Джотто на фресках капеллы дель Арена (Скровеньи) образы добродетелей и пороков, перечисляя те и другие:

Таблица Academia-nadezhda: Джотто ди Бондони.   «Добродетели и пороки»
Таблица Academia-nadezhda: Джотто ди Бондони. «Добродетели и пороки»

Этап эпохи Возрождения, гуманизма.

Но постепенно понятия добра и зла трансформируются. Особенно активно это происходит в эпоху Возрождения, эпоху гуманизма. Гуманисты выдвинули на первый план моральную философию, не от Бога, а от человека. Появилась мысль, что власть не от бога, а от народа (гражданский гуманизм). Республики должны состоять из всесторонне развитых и общественно активных личностей. Но если власть от народа, то народ имеет право на восстание против такой власти.

Новый индивидуализм поднимался с новым деспотизмом. Свобода и тирания (вспомним правителей Флоренции Медичи и Савонаролу), индивидуализм и анархия тесно переплелись. Новая свобода принесла им не только возросшее чувство силы, что они могут даже переустроить мир, лежащий в грехе (Утопии), но и возросшую изоляцию, скептицизм (Монтень) и тревогу. К теме добродетелей и пороков обращались многие художники.

Первый связал тему пороков с явлениями реальной чело­веческой жизни нидерландский художник Иеронимус Босх, в этом отношении ставший прямым предшественником Питера Брейгеля. Зло вышло из преисподни и поселилось на земле, среди людей. У Босха даже в раю в алтарном триптихе зверь убивает маленького зверька, пока Бог занят сотворением человека.

В фильме канала рассказывается о творчестве И. Босха:

Выступив в начальные годы своей творческой дея­тельности с одними из самых ранних в Нидерландах, казалось бы, чисто жанровыми изображениями, Босх в символической форме воссоздал в них тему семи смертных грехов. Две серии рисунков Брейгеля – “Семь смертных грехов” и “Семь добродетелей” являют собой наиболее обстоя­тельно разработанное, подробное, всесторонне проду­манное решение традиционной темы. Семь смертных грехов находят себе заключение в рисунке, представляю­щем “Страшный суд”; семь добродетелей завершают­ся изображением сцены “Сошествия Христа во ад”.

Галерея Academia-nadezhda: картина И. Босха "Семь смертных грехов ":

Этап Нового времени.

Поворот от Возрождения к рационализму в мировоззрении и психологии людей – это переход от безграничной веры в человека к разочарованию, отчаянию, трагическому диссонансу человека и мира. Человек увидел, что земля – не центр вселенной, а одно из бесконечных небесных тел, затерянных среди множества миров, когда Джордано Бруно поведал им, что они не одни во Вселенной, ему этого простить не могли. Слишком трудно было с этим смириться, представить это.

В XVII веке Разум, уничтоживший веру, должен создать ей замену. В основе всех религий лежит нечто общее - это естественное право, естественная религия, естественная мораль. Это общее называется здравым смыслом. Там, где господствует здравый смысл, рационализируется жизнь, нет места эмоциям, рождаются основы тоталитаризма.

Именно в XVII веке появляется впервые идея изоляции неправильных людей. Если в средние века слепые, юродивые, калеки составляли колорит городов, то теперь их решено изолировать в специальные дома. Средневековые безумцы были людьми Божьими, нищие духом, которым открылось царствие небесное. Мудрость мира сего, если вспомнить апостола Павла, есть безумие перед Господом, соответственно, безумие в мире есть высшая мудрость. Теперь безумие становится преступлением [2].

Эпоха рационализма XVII века приводит к тенденции отказа человека от свободы. Она становится осознанной необходимостью, появляется теория общественного договора, формируется абсолютная монархия, человек становится гражданином. Но человек самоуглубляется, занимается самопознанием.

В эпоху Просвещения зародился литературный имморализм как соперничество литературы и религии. Центральной фигурой байроновского романтизма сделался отщепенец, познавший и сотрудничающий с миром зла. Герои этого периода – это богоборцы, ниспровергатели морали.

Человек превращается в куклу, марионетку, появляется трагедия куклы. Гротеск становится ночным (“Ночные рассказы” Гофмана, “Ночные дозоры” Бонавентуры), чёрт – страшный, меланхоличный, трагичный (“Демон”). Древнее осмеяние божества (ритуальное, всенародное) во время праздника дураков превращается в эксцентрический смех в церкви одинокого чудака (Гоголь, его рассказы, “Вий”, “Капричос” Гойи). Романтики, проникнув во внутренний мир личности, открыли внутреннюю бесконечность индивидуальной личности, благодаря применению ими гротескного метода с его освобождением от догматизма, завершенности и ограниченности силой.

Литература занимает место религии, начинает говорить о нравственности, объяснять понятия добра и зла (принимает на себя последнюю из функций церкви - отвечать за мораль общества).

Герои Ф. Достоевского, переступив было роковую черту дозволенного, никак не могут сделать следующего шага: “Переступили черту и стоят”. Гуманизм переходит в антигуманизм, что проявляется в философских рассуждениях двух великих властителей дум этого периода: “Бог умер”, – заявит Ницше, “Значит все дозволено?” – вопрошает Достоевский.

М. Врубель. Демон поверженный
М. Врубель. Демон поверженный

Вывод:

В ХХ-ХХI веке зачастую главный герой – преступник. И мы зачастую не осознаем, что он совершает преступление (герои Сталлоне, Ван Дама, да и в российском кино появились такие герои, вспомним кинофильм "Калина красная"). Появляется экзистенциалистская концепция исторического процесса, при котором история движется от плохого к худшему и вновь возвращается к плохому. Восходящего движения нет, есть лишь беличье колесо истории, в котором бессмысленно вращается жизнь человечества. Материальный мир есть творение “антибога” – Демиурга. Мир стал чужим, нечеловеческая сила управляет миром, людьми, их поступками. У человека XX -XXI века есть выбор только между злом и большим злом. И помним слова иудейского философа Шломо бен Иехуда ибн Гвироля: «Выбрав из двух зол меньшее, не забывай, что ты выбрал ЗЛО».

Литература:

  1. В. Брайнин-Пассек «О постмодернизме , кризисе восприятия и Новой классике».
  2. Фуко, М. История безумия в классическую эпоху. - СПб.: "Университетская книга", 1997. 576 с.
  3. Бурыкина Н.Б. Основы иудейской культуры [Текст. Альбом] / Н.Б. Бурыкина. Южно-Сахалинск: Издательство ГБОУ ДПО ИРОСО, 2015. С. 163

Понравилась статья - ставьте лайки, комментируйте, подписывайтесь на канал. Спасибо! С уважением, Academia-nadezhda

Еще больше интересного на сайте: https://www.academia-nadezhda-com.com

-7

#из_двух_зол_выбираем_зло #добро_и_зло #выбор_зла #понятие_добра #понятие_зла