Найти в Дзене
Музло, бухло и котики

Уэйлон Дженнингс: не полетел на разбившемся самолете с Бадди Холли, а позже стал звездой

Если вспоминать тех музыкантов, в карьере которых случайность сыграла наибольшую роль, то Уэйлон Дженнингс оказался самым везучим - он не сел в самолет с Бадди Холли, разбившийся 3 февраля 1959 года. Однако везением его карьера не ограничивалось - он был по-настоящему талантливым музыкантом, но популярным стал не сразу.

Уэйлон Дженнингс родился 15 июня 1937 года в маленьком городке в Техасе, в восемь лет начал играть на гитаре, позднее участвовал и в местных конкурсах, даже выиграв один из них. Из школы он ушел, а "обычная" работа (в семейном магазине или водителем грузовика) явно не подходила музыканту. К тому времени он не только выступал на радио, но в 1956 и стал диджеем на местной радиостанции, с одной из таких станций его уволили за то, что он поставил в эфире песню Литтл Ричарда.

В городе Лаббок, куда Дженнингс переехал, в 1958 году он познакомился с Бадди Холли, родившимся и жившем в этом месте. Холли в то время был очень популярным исполнителем, но хотел развиваться и как продюсер - именно Уэйлон стал первым артистом, с которым тот начал работать. 10 сентября 1958 были записаны две песни для сингла Дженнингса: "Jole Blon" and "When Sin Stops (Love Begins)". На гитарах в них сыграли Холли и его гитарист Томми Олсап, а партию саксофона исполнил Кинг Кёртис. Первая звучала на французском, так как считалась неофициальным гимном живших в Луизиана франкоговорящих американцев, каджунов. На "типичную" музыку более позднего Уэйлон запись совсем не была похожа.

Вскоре Бадди Холли сделал Дженнингса басистом в своей группе, с которой в январе 1959 года поехал в последний в жизни тур под названием Winter Dance Party Tour. Из-за холодной зимней погоды и неотапливаемых автобусов передвижение между городами было очень проблемным, музыканты постоянно болели, а барабанщик Карл Банч даже попал в больницу с обмороженными пальцами ног. В результате Холли нанял самолет Beechcraft Bonanza с тремя пассажирскими местами, первый полет на котором прошел без проблем.

Уэйлон Дженнингс (слева) и Бадди Холли 23 января 1959 года в Нью-Йорке
Уэйлон Дженнингс (слева) и Бадди Холли 23 января 1959 года в Нью-Йорке

Вечером 2 февраля 1959 года произошел разговор, который преследовал Дженнингса всю его жизнь. В этот день Уэйлон уступил свое место в самолете заболевшему Джей Пи Ричардсону (известному под именем Биг Боппер), а Бадди Холли в разговоре с Дженнингсом сказал: "Надеюсь, что ваш древний автобус заледенеет", на что Уэйлон ответил: "Надеюсь, ваш древний самолет разобьется". 3 февраля Beechcraft Bonanza с четырьмя людьми на борту разобьется вскоре после взлета из-за плохой погоды.

Остатки упавшего самолета на поле
Остатки упавшего самолета на поле

Несмотря на смерть главных участников тура его не отменили и Дженнингсу пришлось дорабатывать две оставшихся недели "в роли" Бадди Холли, исполняя его песни в качестве вокалиста.

В 1961 году музыкант переезжает в пригород Финикса в штате Аризона, где начинает выступать с созданной им группой The Waylors в клубе JD's, став в нем основным музыкантом с большим количество фанатов, играя по шесть дней в неделю. В этот же период он подписывает контракт с лейблом Trend Records, но особо успеха он ему не принес.

-4

В 1963 Дженнингс подписывает контракт с гораздо более мощной компанией, A&M Герба Алперта, по которому ему отчисляли 5% от продаж, лейбл выпустит несколько синглов музыканта, но по-настоящему популярными они снова не стали. Среди записанного материала оказался бисайд "Just to Satisfy You", его авторами были сам Дженнингс и другой музыкант - Дон Боуман, песню Уэйлон перезапишет несколько раз за свою карьеру. Сам исполнитель называл его "хорошим примером" того, как музыка Бадди Холли и рокабилли повлияли на его творчество.

В 1964 году Дженнингс записывает свой первый полноценный альбом Waylon at JD's, выпушенный небольшой звукозаписывающей компанией BAT records, и хотя он назывался как концертный, на самом деле это были студийные записи: 500 копий продали на концертах, а еще 500 издали на другом лейбле, Sounds. На нем звучала и одна из песен Бадди Холли - "It's So Easy".

Кантри-певец Бобби Бэйр, проезжая через Финикс, услышал на радио песню "Just to Satisfy You", а потом заехал и на концерт Дженнингса. После этого он связался с Четом Аткинсом, не только известным гитаристом, но и главой RCA Records в Нашвилле, столице кантри-музыки, посоветовав подписать Дженнингса на его лейбл.

Уэйлон долго сомневался, стоит ли ему переезжать из Финикса в Нашвилл, а его друг, еще один известный кантри-музыкант, Вилли Нельсон даже не советовал ему этого делать, особенно зная о том, сколько Дженнингс мог заработать концертами в клубе. Но Уэйлон в итоге принял противоположное решение, сначала попросив Герба Алперта освободить его от контракта с A&M, и в 1965 году "присоединился" к RCA, уже в августе сингл "That's the Chance I'll Have to Take" попал в кантри-чарт Billboard, правда, на 49-е место.

Самой его успешной в чартах песней 60-х стала версия "Only Daddy That'll Walk the Line", добравшаяся до второй строчки кантри-чарта Billboard. Надо заметить, что стиль Дженнингса никогда не был на 100% кантри-музыкой, а стоял где-то на стыке с рок-н-роллом.

В 1966 году выходит единственный художественный фильм в Дженнингсом в главной роли - "Бунтарь из Нашвилла", успешным он не получился, музыкант считал, что мог бы сыграть лучше.

Постер к фильму
Постер к фильму

Несмотря на свое отношение к "Бунтарю из Нашвилла", в 90-х музыкант купил права на эту ленту и стал ее владельцем.

Основная гитара Дженнингса Fender Telecaster 1953 года, подарок музыкантов его группы The Waylors, выглядела необычно - она специально отделывалась кожей, а в звучании использовался эффект "фэйзер".

В 1969 году в жизни Дженнингса случается еще одна смертельная катастрофа, когда 9 февраля на зимней дороге его музыканты попали в авария, в которой погиб басист Уолтер Конвей, а клавишник Стю Пански получил серьезные увечья.

В 1970-м Дженнингс вместе с группой The Kimberlys получил награду "Грэмми" за "лучшее кантри-исполнение дуэтом или группой", в этом же году он запишет вокал для большей части песен на саундтреке к фильму "Нед Келли" с Миком Джаггером в главной роли, причел он старался петь с австралийским акцентом из-за "специфики" ленты о бандите из Австралии.

И хотя Уэйлон выглядел успешным музыкантом, этот период его карьеры был для него не таким приятным: лейбл диктовал свои условия по записям песен и у музыканта не было творческой свободы, в год он мог проводить по 300 концертов, но из-за особенностей логистики туров, перемещения были изматывающими, а вдобавок ко всему он начал употреблять амфетамины, но он не пил спиртного. Последние появились у Дженнингса после того, как он стал жить в одной квартире в Нашвилле с тем самым Джонни Кэшем (их делами занимался один и тот же менеджер).

В 1972 жизни Дженнингса случился очередной и важнейший поворот, он выпустил на одноименной пластинке песню "Ladies Love Outlaws", ставшую символом жанра "outlaw country", одновременно с этим он попал в больницу с гепатитом, который подхватил на концерте в одной из индейских резерваций. В это время он окончательно разочаровался в музыкальном бизнесе в Нашвилле и даже думал закончить карьеру, его контракт с RCA очень скоро должен быть закончится.

В тот период Дженнингс нанимает менеджера Нил Решена (работавшего до этого с Майлзом Дэвисом и Фрэнком Заппой), который смог договориться с RCA об улучшении условий контракта с музыкантом. Первым предложением лейбла были точно такие же условия, что и в 1965 году, 5 000 долларов за подписание договора и 5% от продаж пластинок. С помощью Решена Дженнингс получил аванс в 75 000 долларов, повышенные роялти до 8% и, главное, творческую свободу, то есть он уже сам мог выбирать репертуар и музыкантов для работы в студии.

Первый же альбом после нового контракта Lonesome, On'ry and Mean, вышедший в 1974 году, добрался до восьмого места в кантри-чарте Billboard. Песня "This Time" с одноименной пластинки 1974 года впервые в карьере Дженнингса поднялась на вершину хит-парада кантри. И это было только начало.

15 синглов музыканта в разное время возглавляли кантри-чарт Billboard, а "Theme from The Dukes of Hazzard (Good Ol' Boys)", написанную для телесериала "Пpидурки из Хаззарда", в 1980 году пробилась на 21-ю строчку главного хит-парада издания.

Не менее популярными были и альбомы - целых шесть возглавляли альбомный кантри-чарт. Наиболее успешным получился Ol' Waylon 1977 года, добравшийся до 15 места основного американского чарта Billboard и получившего платиновый статус.

Свою вторую и последнюю в карьере награду "Грэмми" в 1979 году Дженнингс снова получил в категории "лучшее кантри-исполнение дуэтом или группой" - за совместную с Вилли Нельсоном композицию "Mamas, Don't Let Your Babies Grow Up to Be Cowboys".

В 70-х у Дженнингса появилась новая зависимость - кoкaин. В 1977 году в студию в Нашвилле, где он записывался, пришли федеральные агенты, но продюсер записи и барабанщик группы Дженнингса Ричи Олбрайт включил на пульте микрофон в контрольной комнате, чтобы музыкант мог услышать все происходящее. Уэйлон за это время успел все спрятать, а потом оказалось, что ордер на обыск был неправильно составлен, в нем значился неправильный владелец, и пока ждали новое разрешение, Олбрайт спустил порошок в туалет. В итоге обвинения с Дженнингса сняли.

Дженнингс даже напишет в 1978-м песню "Don't You Think This Outlaw Bit's Done Got Out of Hand" ("Вы не думаете, что все это "беззаконичество" немного вышло из-под контроля"). В 80-х популярность и продажи начали падать, но пристрастие к кокаину осталось, как утверждал Дженнингс, он тратил на наркотики 1500 долларов в день, такой образ жизни привел к тому, что он задолжал 2,5 миллиона долларов. Уэйлон старался закрыть эту сумму с помощью концертных туров, которые собирали много фанатов, но это влияло на качество его нового материала. С наркотиками и курением по шесть пачек в день он окончательно завязал к концу 80-х, но здоровья уже не смог вернуть. Последний студийный альбом музыканта Closing In on the Fire вышел в 1998 году.

Дженнингс умер от диабета в 2002 году.

Уэйлон Дженнингс - пример прекрасного музыканта, который не смог справится со своим образом жизни. Но, к счастью, он записал много отличной музыки и остался одним из символов кантри, как мы знаем этот стиль музыки в наше время.

Крутейший релиз Джонни Кэша, о котором вы могли не знать: The Soul of Truth

5 лучших песен Робби Робертсона и The Band