Найти тему

Киноплощадка – Венеция

Оглавление

Индиана Джонс и последний крестовый поход (1989)

Церковь Сан-Барнаба на площади Сан-Барнаба, район Дорсодуро

Дойдя до библиотеки Сан-Барнаба, Индиана Джонс (Харрисон Форд) оглядывает её со словами: «Она не похожа на библиотеку.» Его попутчик Маркус Броуди (Денхолм Эллиот) добавляет: «Скорее, как старая церковь.» Данное расхождение между внешним видом здания и его назначением объясняется тем, что создатели фильмов переосмысляют реальные кинолокации, выдавая их за нечто иное. Воистину так мы получаем совсем другую, кинематографическую Венецию, к тому же безропотно наблюдаем за тем, как данная франшиза придерживается стереотипности и эксцентричности. Изначально Джонс – археолог, но в фильмах с ним история как таковая не показывается; скорее, мы наблюдаем ностальгию по приключенческим фильмам 1930-х годов с их допущениями и клише. Соответственно, внутри библиотеки оказалось немало награбленных сокровищ. К ним относятся колонны, привезённые из Византии в качестве военных трофеев, и цветной витраж, таящий в себе секрет библиотеки. «Я уже видел это окно», – произносит Джонс, принимаясь листать отцовский дневник. Показательно, что в этом фильме, столь завязанном на гротескной традиции, Генри, отца Джонса, должен был сыграть не кто иной, как самый первый Джеймс Бонд – Шон Коннери. На примере библиотеки (она же церковь – два в одном) хорошо обозначен систематически повторяющийся принцип фильмов о Джонсе, согласно которому окружение преподносится не просто как источник зацепок, но и как самостоятельный ориентир. Сюжетная линия заложена даже в камне, и она должна быть читаемой. Библиотека здесь не только помещение и диковинный артефакт одновременно – это красивое здание оказывается также вратами, ведущими в мрачные катакомбы, полные крыс.

-2

Казино «Рояль» (2006)

Площадь Сан-Марко

-3

По фильмам о Джеймсе Бонде видно, что места проведения их съёмок хаотично подбираются по всему миру. Географические скачки́ сюжета и динамичный экшн на экране превращают каждую локацию в мимолётную декорацию для затянутых сцен с дракой и погонями. Случайные обрывки популярных достопримечательностей и несколько национальных шаблонов были сочтены достаточными для того, чтобы дать представление о каждом месте. И Венеция в «Казино «Рояль», на первый взгляд, не кажется исключением, наравне с другими пятью локациями, также представленными в фильме. Она предстаёт перед нами своими открыточными видами площади Святого Марка, а затем это всё оборачивается беготнёй по искусственным интерьерам дворцов, созданных на студии «Пайнвуд». Тем не менее, Венеция здесь, словно отдельный персонаж, играет немаловажную роль во всём действии, что нетипично для фильмов о Бонде. С нелестной стороны показана финансовая зависимость города от туристической сферы: однотипные гостиницы в американском стиле, заслоняющие уличные панорамы; туристы, суетящиеся возле исторических памятников и бездумно фотографирующие упадок старинной архитектуры. В фильме грамотно построено кинематографическое изображение Венеции как города, где любовь и смерть идут рука об руку («Смерть в Венеции» Лукино Висконти, «А теперь не смотри» Николаса Роуга): Веспер (Ева Грин), облачённая в красное, отправляется навстречу своей погибели под водой. Кульминационная сцена, в которой она во имя искупления обрекает себя на смерть внутри тонущего дворца – в городе на воде с его потенциально опасными из-за этого улицами, жизненным укладом среди каналов и святыми источниками – становится лейтмотивом «Казино «Рояль». Смерть Веспер несёт ту или иную смысловую нагрузку, в зависимости от того, какую из трактовок воды, возникших по ходу фильма, мы предпочтём: вода для крещения, вода для исцеления или вода-убийца.

Original: «World Film Locations: Venice»

-4