Найти в Дзене

Большой театр. Какие времена, такие и "Жизели"...

Поймите меня правильно, я ничего не имею ни против хореографии Алексея Ратманского, ни против него самого; в интервью и на записях репетиций он производит впечатление человека воспитанного и образованного.

Только не оставляет чувство, что «мы чужие на этом празднике жизни»…

Этот спектакль придуман не для меня, а для кого-то еще… Для попечительского совета, для критиков… Возможно, для некоторых зрителей – граф Альберт и его будущий тесть герцог в свое время, наверное, покровительствовали балету…

Но не для меня.

В рецензиях на премьеру «Жизели» в редакции Алексея Ратманского пишут, что, мол, деревенская девушка была та еще оторва, заманила графа своими танцами, за это на тот свет и отправилась. А сам граф вроде ни при чем - не жениться же ему на крестьянке, в самом деле, когда есть герцогиня.

В результате призрачная Жизель виртуально соединяет руки Альберта и его невесты из хорошей семьи, сама при этом погружаясь в траву на глазах изумленных зрителей.

Хеппи-энд!

"Жизель", редакция Алексея Ратманского, Большой театр
"Жизель", редакция Алексея Ратманского, Большой театр

В первом действии у меня сложилось впечатление, что, имея в своем распоряжении потрясающий кордебалет Большого театра, хореограф решил воспользоваться моментом и вывел его на сцену в полном составе; им протолкнуться было негде, в глазах рябит, уж как они друг друга не задели, не знаю.
Но в целом, если не обращать внимания на сюжет и следить собственно за танцами, мне кажется, лучше быть не может. Ни одной технической помарки мною не замечено. Правда, я и никакой не специалист.

Ведущей парой были Ольга Смирнова и Артемий Беляков.

Оба мне нравятся чрезвычайно. Собственно, найти в балете Большого театра, кто бы мне не нравился, будет трудно :)
И оба на своем месте, утонченно-романтические, воздушно-аристократические. У героинь Смирновой я раньше не замечала особенного юмора, здесь же у нее хорошо получилось, на мой непросвещенный взгляд, и легкое кокетство, и стремление выскользнуть из-под опеки хлопотливой мамаши.

Беляков – прирожденный рыцарь, великолепный де Бриен и Красс. Но в этой трактовке «Жизели» он, на мой взгляд, больше похож на своенравного и недалекого мажора из гелендвагена, когда он ищет случая ущипнуть миловидную простушку и с неприкрытым раздражением смотрит на внезапно появившуюся матушку своей пассии – та уже на все готова, и вдруг помеха…

"Жизель", редакция Алексея Ратманского, Большой театр
"Жизель", редакция Алексея Ратманского, Большой театр

Лесничий Ганс превратился в грубого мужлана. Ну «человек из народа», что возьмешь… О том, чтобы принести Жизели в подарок букетик цветов или хотя бы фазана на обед, как делают все порядочные Гансы в традиционных постановках, речи нет. Свою несостоявшуюся невесту он чуть ли не бьет по лицу! А уж одет – страшнее некуда. (Тут надо сказать, что в балетах Ратманского, из тех, что мне приходилось видеть, «неблагонадежным» персонажам всегда делают убогие костюмы, взять хотя бы «Пламя Парижа» или «Светлый ручей»).

"Жизель", редакция Алексея Ратманского, Большой театр
"Жизель", редакция Алексея Ратманского, Большой театр

В общем, когда с Гансом разделались злобные виллисы, зритель вздохнул с облегчением. Довольно обидно для исполнителя этой партии. Я чуть ли не в каждом обзоре Большого театра пишу, что Денис Савин – потрясающий артист, зачем же с ним так…

Ангелина Влашинец – просто идеальная властная и непреклонная Мирта, повелительница дам-привидений.

"Жизель", редакция Алексея Ратманского, Большой театр
"Жизель", редакция Алексея Ратманского, Большой театр

И все виллисы так естественно летают по сцене, как будто им это легче, чем просто ходить.

Нет, правда, давно у меня не было такого ощущения абсолютного профессионализма на сцене.
… …. …
Вот я пишу уже вторую страницу… И вроде бы всё замечательно, наш балет по-прежнему лучший в мире. А как-то муторно на душе…

На этой пессимистической ноте мы пока и закончим; статья была написана сразу после премьеры, полный текст тут

Кое-что еще про Большой театр

"Нуреев" в Большом театре. Ах, какой же был скандал!

Спартак? Или не Спартак?

"Два мира, два кумира". Юбилеи в Большом театре. Майя Плисецкая и Владимир Васильев

"Светлый ручей" - лучшее средство от коронавирусной депрессии

И о прошлой "Золотой маске"

Бурятский "Талисман"

А еще Интернет мне нашел несколько классических "Жизелей" - вот, смотрите, пока они не исчезли :)))

Галина Уланова и Николай Фадеечев 1956

Карла Фраччи и Эрик Брюн 1969

Рудольф Нуреев и специалисты скажут, кто еще 1979

Наталья Бессмертнова и Михаил Лавровский 1975

Ирина Колпакова и Сергей Бережной 1984

Светлана Захарова и Роберто Болле 2005

Надежда Грачева и Николай Цискаридзе 2008