Найти в Дзене

Самый антибарочный художник

Оглавление

Погружаемся в XVII век при помощи нашего многотомника Большая История Искусства! Том восьмой.

Новое издание Большой Истории Искусства придет к нам после 15 апреля. До этой даты вы можете сделать предзаказ Библиотеки в 16 томах на нашем сайте по специальной цене 81200 р. - после стоимость составит 119000 р. (вы можете сэкономить 37800 р.!)

А теперь - история Рембрандта ван Рейна!

Рембрандт, Жертвоприношение Авраама, фрагмент, 1635. Санкт-Петербург, Эрмитаж.
Рембрандт, Жертвоприношение Авраама, фрагмент, 1635. Санкт-Петербург, Эрмитаж.

РЕМБРАНДТ ВАН РЕЙН — АНТИБАРОЧНЫЙ ХУДОЖНИК

Подход Рембрандта к реальности носил отчетливо выраженный психологический характер. С самого начала стремление к углубленной передаче эмоционального накала и психологического содержания побудило художника обратиться к сюжетам из Ветхого Завета и Евангелия, понимаемым как некие типические образцы человеческого опыта. В основе его художественного подхода неизменно лежало исследование света, равно как и материальность, плотность живописного письма, приобретшего самостоятельную ценность. Рембрандт являет собой поразительный при мер мастера, сумевшего превзойти собственную эпоху, общество, полученные в молодости влияния и наработанную тематику.

Его художественное дарование раскрылось во всех жанрах: пейзаже, портрете, групповой картине. На смену мягкости и тщательной выписанности его юношеских работ пришла более свободная, эмоционально окрашенная манера, основанная на трепетной игре света и тени живописной поверхности. У Рембрандта всё — не только живопись, но также гравюры и рисунки — отмечено печатью гениальности. Перед любым произведением Рембрандта, вне зависимости от тематики, зрителя охватывает священный трепет. Несмотря на то что протестантизм вытеснил в Голландии картины религиозного характера, работы Рембрандта исполнены духовного пыла и вдохновения, присущих сакральным образам.

Рембрандт, Автопортрет, около 1629. Гаага, Маурицхейс.
Рембрандт, Автопортрет, около 1629. Гаага, Маурицхейс.

ПОСТИЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Искусство Рембрандта основано на изучении действительности: отталкиваясь от различных вариантов аналитического описания реальности, характерных для голландской живописи, художник выработал своеобразный подход к изображению мира и человеческих страстей: они увидены как бы изнутри.

Рембрандт, Христос в Эммаусе, около 1625. Париж, Музей Жакмар-Андре.
Рембрандт, Христос в Эммаусе, около 1625. Париж, Музей Жакмар-Андре.

Скажем, в пейзажах конкретные природные особенности не воспроизводятся объективно-отстраненно, а приобретают явный эмоциональный налет.

В юношеской картине Урок анатомии доктора Тульпа, все еще отмеченной научностью подхода, главным является стремление автора глубоко постичь исходные естественные свойства, с которыми он обращается с немалой свободой, сосредотачивая свое основное внимание на действиях доктора и реакции присутствующих.

Рембрандт, Урок анатомии доктора Тульпа, 1632. Гаага, Маурицхейс.
Рембрандт, Урок анатомии доктора Тульпа, 1632. Гаага, Маурицхейс.

Доктор Тульп, изображенный на правой стороне картины, с научной невозмутимостью демонстрирует строение нервов руки трупа, что вызывает у столпившихся вокруг зрителей изумление, смешанное с ужасом. Тщательными мазками, позволяющими запечатлеть светотеневые эффекты, Рембрандт передает разнообразие реакций присутствующих, изображая ситуацию объективно, — так рождается этот шедевр жанра коллективного портрета.

«РАБОТА ДУШИ»: ПОРТРЕТЫ РЕМБРАНДТА

С самого начала своей карьеры Рембрандт был достаточно востребован как портретист; хотя имена многих его персонажей нам известны, личности большинства из них все еще нуждаются в идентификации.

Длинная серия автопортретов художника (параллельная столь же многочисленной серии портретов его близких) служит документальным свидетельством бурной биографии Рембрандта, в которой невзгоды и лишения, формирование достаточно независимых религиозных взглядов приводят к глубокому постижению духовного опыта. Рембрандт внимательно изучал и передавал индивидуальность каждого человека, что шло вразрез с методами и теорией классицизма, отдававшего предпочтение условному изобразительному языку и игнорировавшему индивидуальные особенности.

Рембрандт, Спящий старик, около 1630. Турин, Галерея Сабауда.
Рембрандт, Спящий старик, около 1630. Турин, Галерея Сабауда.

На его портретах основополагающую роль играет светотень: свет используется для передачи наиболее существенного, однако коль скоро невидимое глазу имеет столь же большое значение, погруженная в тень часть портрета становится не менее важной, и это подстегивает воображение зрителя. Рембрандт выявляет не только физические черты портретируемых, но также их духовные и психологические свойства.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Наряду с произведениями парадного, официозного характера, на всем протяжении XVII в. в Голландии создавались портреты, отмеченные печатью психологизма: их авторы стремились постичь характер и душевное состояние своих персонажей, не отвлекаясь на внешние детали. Некоторые художники, например Рембрандт, полностью посвятили себя этому жанру, не отдав дань произведениям светского характера, популярным у публики. Рембрандт написал множество портретов, персонажи которых даны предельно реалистично вплоть до того, что не скрываются дефекты их внешности или явные приметы старости. Вместе с тем в портретах отражается глубокое сочувствие автора к жизненным невзгодам его персонажей. Вслед за Рембрандтом многие художники, включая и тех, кто был привержен иной стилистике, начали писать превосходные портреты, отличающиеся большой эмоциональной силой и глубоким психологизмом.

РЕМБРАНДТ, Портрет старушки, 1654. Санкт-Петербург, Эрмитаж
РЕМБРАНДТ, Портрет старушки, 1654. Санкт-Петербург, Эрмитаж

КРУПНЫЙ ПЛАН

РЕЛИГИОЗНЫЕ СЮЖЕТЫ

В творчестве Рембрандта, бесспорно, особое место занимали сюжеты исторического характера. Важным источником тем была библейская история, получившая у него одухотворенную, в высшей степени личностную трактовку. Часто Рембрандт наполнял новым содержанием традиционные сюжеты, благодаря реалистичности его подхода библейские истории получали живость и притягательность. Художник неоднократно обращался к теме Христос в Эммаусе; она позволяла ему акцентировать двойственную природу Христа — Божественную и человеческую — и вместе с тем придать повседневной жизни одухотворенный, трансцендентный налет.

Рембрандт, Трапеза в Эммаусе, 1648. Париж, Лувр.
Рембрандт, Трапеза в Эммаусе, 1648. Париж, Лувр.

Монументальностью и величием отмечена, скажем, картина из Лувра, композиция которой отсылает к образцам, заимствованным из итальянского Возрождения; это одна из наиболее классичных работ во всем творчестве Рембрандта. В картине Вирсавия с письмом царя Давида (Париж, Лувр) библейский сюжет сводится к домашней сцене, лишаясь пышного декора, обычно его сопровождающего. В то же время стилистика картины чрезвычайно выразительна, что проявляется в мягкости мазка, обволакивающего формы, и размытости света, позволяющей художнику с потрясающей правдивостью передать шелковистую мягкость женской кожи.

Рембрандт, Вирсавия с письмом царя Давида, 1654. Париж, Лувр.
Рембрандт, Вирсавия с письмом царя Давида, 1654. Париж, Лувр.

СВЕТ И ТЕНЬ В ИСКУССТВЕ РЕМБРАНДТА

Свет с его свойствами неизменно был главным из художественных интересов Рембрандта. Он никогда не использовал свет и тень в повествовательных целях или ради достижения правдоподобия: эти элементы служили ему композиционным приемом, играя основополагающую роль в построении произведений. У Рембрандта изображение рождается из диалектического соотношения светлого и темного, распределенных в точно отмеренных пропорциях. В своих юношеских работах художник часто пользовался подчеркнуто резкими светотеневыми эффектами, служившими ему для формального построения композиций, в результате чего появились произведения, явно навеянные поэтикой Караваджо. В работах на религиозные темы свет нередко акцентирует священный характер изображения, Божественное представлено при помощи разнообразных сценографических приемов, что превращает композиции в своего рода священные мистерии. Этот стиль — суровый, повествовательный и вместе с тем фантастический — в сочетании с правдоподобием манеры подвергался резкой критике со стороны теоретиков классицизма. Даже в пейзажном жанре, к которому художник обращался лишь от случая к случаю, никогда не делая его предметом специального интереса, почерк Рембрандта узнаваем по особому обращению со светом, используемым в качестве формального и повествовательного принципа.

Рембрандт, Притча о виноградарях, 1637. Санкт-Петербург, Эрмитаж.
Рембрандт, Притча о виноградарях, 1637. Санкт-Петербург, Эрмитаж.
Рембрандт, Снятие с креста, 1634. Санкт-Петербург, Эрмитаж.
Рембрандт, Снятие с креста, 1634. Санкт-Петербург, Эрмитаж.

АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

-13

НОЧНОЙ ДОЗОР

Рембрандт, 1642 Амстердам, Рейксмузеум

СЮЖЕТ

На картине изображен отряд гражданского ополчения Амстердама, отправляющийся на дежурство вдоль берегов канала.

Художник представил 28 из 30 членов команды; за вооруженными ополченцами следуют маркитантки, узнаваемые по тушкам битой птицы, привязанным к их поясу.

-14

В центре помещен облаченный в черное капитан Франс Беннинг Кок, сопровождаемый лейтенантом Виллельмом ван Рейтенбурхом, одетым в костюм пронзительно-желтого цвета. Композиция строится на тщательно выверенном соотношении двух ослепительных цветов: красного и желтого, резким контрастом которым выступает черный.

-15

Личности персонажей можно установить по надписи, выбитой на щите в углу большой арки заднего плана; не исключено, что эта надпись была добавлена уже после смерти Рембрандта.

КОМПОЗИЦИЯ

Ночной дозор был заказан Рембрандту как групповой портрет, традиционная композиция которого предполагала статичное расположение персонажей. Порывая с этой традицией, художник представил отряд «в действии», в момент, когда он выступает на дежурство. Изображенные персонажи глубоко характерны, но при этом не изолированы друг от друга, что усиливает повествовательный эффект, позволяя с разных точек зрения обозреть картину, на которой отнюдь нелишними смотрятся почти карикатурные фигуры детей и лающей собаки, а также огромный барабан справа.

-16

Повествовательному эффекту способствуют разнонаправленные линии, идущие от центральной группы под аркой и двух фигур переднего плана: каждая фигура задает собственное направление, подчеркивая при этом движение, раскрывающее пространство на зрителя.

-17

Правая ступня капитана Кока, выступавшая единственным элементом симметрии, уравновешивающим всю композицию, оказалась срезана в результате сокращения левой части произведения, что отчасти вредит его прочтению, но, впрочем, нисколько не вредит эмоциональному впечатлению, которое оно до сих пор производит на зрителя.

-18

Что касается композиционного равновесия, оно нарушается светом, который умножает и дробит пространство, образуя в нескольких местах центры динамического притяжения.

Многочисленные действующие лица предстают словно на авансцене с четко обозначенными крыльями и архитектурно-арочным завершением в глубине — совершенно в духе классицистической традиции.

«НЕПРИМЕТНЫЕ» СЮЖЕТЫ

Мастер исторической картины и портрета, Рембрандт был чужд жанровой живописи. Исключение составляет лишь работа Бычья туша, представляющая собой образец реализма, решительно противоположного классицистическим установкам. Это произведение на обыденный сюжет, созданное в 1655 г., в полной мере показывает революционность живописи художника. На картине изображена освежеванная бычья туша, подвешенная к потолочной балке в подвале. Именно мясная туша фокусирует весь свет картины, рефлекс которого выявляет на заднем плане присутствие женщины в белом чепце. Этот довольно-таки заурядный сюжет не был чем-то новым для голландской живописи, однако гений Рембрандта проявился в способности сделать из него подлинный шедевр, красочная поверхность которого напоминает светящуюся драгоценную мозаику. Изображение освежеванного быка может быть истолковано как размышление о смерти, бесстрастностью своего тона берущее за душу.

РИСУНКИ И ГРАВЮРЫ РЕМБРАНДТА

Бродя по окрестностям Амстердама, Рембрандт выполнил множество пейзажных эскизов и пленэрных сценок, часто служивших ему в качестве подготовительных этюдов для рисунков, гравюр и картин, но имевших также и самостоятельное значение как произведения, предназначенные на продажу. Подготовительные рисунки зачастую были наблюдениями с натуры, которые художник по памяти воспроизводил в своей мастерской. Бывало и так, что первоначальные рисунки в дальнейшем перерабатывались в гравюры и офорты, знакомившие других мастеров с его стилем.

Рембрандт, Операция на ногах. Флоренция, Уффици, Кабинет рисунков и гравюр.
Рембрандт, Операция на ногах. Флоренция, Уффици, Кабинет рисунков и гравюр.

Гравюры и офорты Рембрандта получили широкую известность. Действительно, после рисунка гравюра была для художника одним из самых непосредственных способов фиксирования реальности. Он разработал в высшей степени индивидуальную манеру, сочетающую резкий сухой штрих с более мягкими, неопределенными линиями, способствующими выразительным эффектам размытости. Неповторим также стиль, позволяющий Ребрандту вдохнуть жизнь в своих персонажей при помощи гравировального резца: окончательный образ получается не только за счет темных линий и выгравированных частей, не меньшее значение приобретают также участки бумаги, оставленные белыми.

-20
  • Только до 15 апреля 2021 года вы можете заказать Большую Историю Искусства в 16 томах по специальной цене 81200 р. у нас на сайте
  • Вы сможете сэкономить 37800р.!
  • С 15 апреля стоимость Библиотеки составит 119 000 р.
  • Количество экземпляров для предзаказа ОГРАНИЧЕНО - осталось всего 60 штук.