Погружаемся в XVII век при помощи нашего многотомника Большая История Искусства! Том восьмой.
Новое издание Большой Истории Искусства придет к нам после 15 апреля. До этой даты вы можете сделать предзаказ Библиотеки в 16 томах на нашем сайте по специальной цене 81200 р. - после стоимость составит 119000 р. (вы можете сэкономить 37800 р.!)
А теперь - история Рембрандта ван Рейна!
РЕМБРАНДТ ВАН РЕЙН — АНТИБАРОЧНЫЙ ХУДОЖНИК
Подход Рембрандта к реальности носил отчетливо выраженный психологический характер. С самого начала стремление к углубленной передаче эмоционального накала и психологического содержания побудило художника обратиться к сюжетам из Ветхого Завета и Евангелия, понимаемым как некие типические образцы человеческого опыта. В основе его художественного подхода неизменно лежало исследование света, равно как и материальность, плотность живописного письма, приобретшего самостоятельную ценность. Рембрандт являет собой поразительный при мер мастера, сумевшего превзойти собственную эпоху, общество, полученные в молодости влияния и наработанную тематику.
Его художественное дарование раскрылось во всех жанрах: пейзаже, портрете, групповой картине. На смену мягкости и тщательной выписанности его юношеских работ пришла более свободная, эмоционально окрашенная манера, основанная на трепетной игре света и тени живописной поверхности. У Рембрандта всё — не только живопись, но также гравюры и рисунки — отмечено печатью гениальности. Перед любым произведением Рембрандта, вне зависимости от тематики, зрителя охватывает священный трепет. Несмотря на то что протестантизм вытеснил в Голландии картины религиозного характера, работы Рембрандта исполнены духовного пыла и вдохновения, присущих сакральным образам.
ПОСТИЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Искусство Рембрандта основано на изучении действительности: отталкиваясь от различных вариантов аналитического описания реальности, характерных для голландской живописи, художник выработал своеобразный подход к изображению мира и человеческих страстей: они увидены как бы изнутри.
Скажем, в пейзажах конкретные природные особенности не воспроизводятся объективно-отстраненно, а приобретают явный эмоциональный налет.
В юношеской картине Урок анатомии доктора Тульпа, все еще отмеченной научностью подхода, главным является стремление автора глубоко постичь исходные естественные свойства, с которыми он обращается с немалой свободой, сосредотачивая свое основное внимание на действиях доктора и реакции присутствующих.
Доктор Тульп, изображенный на правой стороне картины, с научной невозмутимостью демонстрирует строение нервов руки трупа, что вызывает у столпившихся вокруг зрителей изумление, смешанное с ужасом. Тщательными мазками, позволяющими запечатлеть светотеневые эффекты, Рембрандт передает разнообразие реакций присутствующих, изображая ситуацию объективно, — так рождается этот шедевр жанра коллективного портрета.
«РАБОТА ДУШИ»: ПОРТРЕТЫ РЕМБРАНДТА
С самого начала своей карьеры Рембрандт был достаточно востребован как портретист; хотя имена многих его персонажей нам известны, личности большинства из них все еще нуждаются в идентификации.
Длинная серия автопортретов художника (параллельная столь же многочисленной серии портретов его близких) служит документальным свидетельством бурной биографии Рембрандта, в которой невзгоды и лишения, формирование достаточно независимых религиозных взглядов приводят к глубокому постижению духовного опыта. Рембрандт внимательно изучал и передавал индивидуальность каждого человека, что шло вразрез с методами и теорией классицизма, отдававшего предпочтение условному изобразительному языку и игнорировавшему индивидуальные особенности.
На его портретах основополагающую роль играет светотень: свет используется для передачи наиболее существенного, однако коль скоро невидимое глазу имеет столь же большое значение, погруженная в тень часть портрета становится не менее важной, и это подстегивает воображение зрителя. Рембрандт выявляет не только физические черты портретируемых, но также их духовные и психологические свойства.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
Наряду с произведениями парадного, официозного характера, на всем протяжении XVII в. в Голландии создавались портреты, отмеченные печатью психологизма: их авторы стремились постичь характер и душевное состояние своих персонажей, не отвлекаясь на внешние детали. Некоторые художники, например Рембрандт, полностью посвятили себя этому жанру, не отдав дань произведениям светского характера, популярным у публики. Рембрандт написал множество портретов, персонажи которых даны предельно реалистично вплоть до того, что не скрываются дефекты их внешности или явные приметы старости. Вместе с тем в портретах отражается глубокое сочувствие автора к жизненным невзгодам его персонажей. Вслед за Рембрандтом многие художники, включая и тех, кто был привержен иной стилистике, начали писать превосходные портреты, отличающиеся большой эмоциональной силой и глубоким психологизмом.
КРУПНЫЙ ПЛАН
РЕЛИГИОЗНЫЕ СЮЖЕТЫ
В творчестве Рембрандта, бесспорно, особое место занимали сюжеты исторического характера. Важным источником тем была библейская история, получившая у него одухотворенную, в высшей степени личностную трактовку. Часто Рембрандт наполнял новым содержанием традиционные сюжеты, благодаря реалистичности его подхода библейские истории получали живость и притягательность. Художник неоднократно обращался к теме Христос в Эммаусе; она позволяла ему акцентировать двойственную природу Христа — Божественную и человеческую — и вместе с тем придать повседневной жизни одухотворенный, трансцендентный налет.
Монументальностью и величием отмечена, скажем, картина из Лувра, композиция которой отсылает к образцам, заимствованным из итальянского Возрождения; это одна из наиболее классичных работ во всем творчестве Рембрандта. В картине Вирсавия с письмом царя Давида (Париж, Лувр) библейский сюжет сводится к домашней сцене, лишаясь пышного декора, обычно его сопровождающего. В то же время стилистика картины чрезвычайно выразительна, что проявляется в мягкости мазка, обволакивающего формы, и размытости света, позволяющей художнику с потрясающей правдивостью передать шелковистую мягкость женской кожи.
СВЕТ И ТЕНЬ В ИСКУССТВЕ РЕМБРАНДТА
Свет с его свойствами неизменно был главным из художественных интересов Рембрандта. Он никогда не использовал свет и тень в повествовательных целях или ради достижения правдоподобия: эти элементы служили ему композиционным приемом, играя основополагающую роль в построении произведений. У Рембрандта изображение рождается из диалектического соотношения светлого и темного, распределенных в точно отмеренных пропорциях. В своих юношеских работах художник часто пользовался подчеркнуто резкими светотеневыми эффектами, служившими ему для формального построения композиций, в результате чего появились произведения, явно навеянные поэтикой Караваджо. В работах на религиозные темы свет нередко акцентирует священный характер изображения, Божественное представлено при помощи разнообразных сценографических приемов, что превращает композиции в своего рода священные мистерии. Этот стиль — суровый, повествовательный и вместе с тем фантастический — в сочетании с правдоподобием манеры подвергался резкой критике со стороны теоретиков классицизма. Даже в пейзажном жанре, к которому художник обращался лишь от случая к случаю, никогда не делая его предметом специального интереса, почерк Рембрандта узнаваем по особому обращению со светом, используемым в качестве формального и повествовательного принципа.
АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
НОЧНОЙ ДОЗОР
Рембрандт, 1642 Амстердам, Рейксмузеум
СЮЖЕТ
На картине изображен отряд гражданского ополчения Амстердама, отправляющийся на дежурство вдоль берегов канала.
Художник представил 28 из 30 членов команды; за вооруженными ополченцами следуют маркитантки, узнаваемые по тушкам битой птицы, привязанным к их поясу.
В центре помещен облаченный в черное капитан Франс Беннинг Кок, сопровождаемый лейтенантом Виллельмом ван Рейтенбурхом, одетым в костюм пронзительно-желтого цвета. Композиция строится на тщательно выверенном соотношении двух ослепительных цветов: красного и желтого, резким контрастом которым выступает черный.
Личности персонажей можно установить по надписи, выбитой на щите в углу большой арки заднего плана; не исключено, что эта надпись была добавлена уже после смерти Рембрандта.
КОМПОЗИЦИЯ
Ночной дозор был заказан Рембрандту как групповой портрет, традиционная композиция которого предполагала статичное расположение персонажей. Порывая с этой традицией, художник представил отряд «в действии», в момент, когда он выступает на дежурство. Изображенные персонажи глубоко характерны, но при этом не изолированы друг от друга, что усиливает повествовательный эффект, позволяя с разных точек зрения обозреть картину, на которой отнюдь нелишними смотрятся почти карикатурные фигуры детей и лающей собаки, а также огромный барабан справа.
Повествовательному эффекту способствуют разнонаправленные линии, идущие от центральной группы под аркой и двух фигур переднего плана: каждая фигура задает собственное направление, подчеркивая при этом движение, раскрывающее пространство на зрителя.
Правая ступня капитана Кока, выступавшая единственным элементом симметрии, уравновешивающим всю композицию, оказалась срезана в результате сокращения левой части произведения, что отчасти вредит его прочтению, но, впрочем, нисколько не вредит эмоциональному впечатлению, которое оно до сих пор производит на зрителя.
Что касается композиционного равновесия, оно нарушается светом, который умножает и дробит пространство, образуя в нескольких местах центры динамического притяжения.
Многочисленные действующие лица предстают словно на авансцене с четко обозначенными крыльями и архитектурно-арочным завершением в глубине — совершенно в духе классицистической традиции.
«НЕПРИМЕТНЫЕ» СЮЖЕТЫ
Мастер исторической картины и портрета, Рембрандт был чужд жанровой живописи. Исключение составляет лишь работа Бычья туша, представляющая собой образец реализма, решительно противоположного классицистическим установкам. Это произведение на обыденный сюжет, созданное в 1655 г., в полной мере показывает революционность живописи художника. На картине изображена освежеванная бычья туша, подвешенная к потолочной балке в подвале. Именно мясная туша фокусирует весь свет картины, рефлекс которого выявляет на заднем плане присутствие женщины в белом чепце. Этот довольно-таки заурядный сюжет не был чем-то новым для голландской живописи, однако гений Рембрандта проявился в способности сделать из него подлинный шедевр, красочная поверхность которого напоминает светящуюся драгоценную мозаику. Изображение освежеванного быка может быть истолковано как размышление о смерти, бесстрастностью своего тона берущее за душу.
РИСУНКИ И ГРАВЮРЫ РЕМБРАНДТА
Бродя по окрестностям Амстердама, Рембрандт выполнил множество пейзажных эскизов и пленэрных сценок, часто служивших ему в качестве подготовительных этюдов для рисунков, гравюр и картин, но имевших также и самостоятельное значение как произведения, предназначенные на продажу. Подготовительные рисунки зачастую были наблюдениями с натуры, которые художник по памяти воспроизводил в своей мастерской. Бывало и так, что первоначальные рисунки в дальнейшем перерабатывались в гравюры и офорты, знакомившие других мастеров с его стилем.
Гравюры и офорты Рембрандта получили широкую известность. Действительно, после рисунка гравюра была для художника одним из самых непосредственных способов фиксирования реальности. Он разработал в высшей степени индивидуальную манеру, сочетающую резкий сухой штрих с более мягкими, неопределенными линиями, способствующими выразительным эффектам размытости. Неповторим также стиль, позволяющий Ребрандту вдохнуть жизнь в своих персонажей при помощи гравировального резца: окончательный образ получается не только за счет темных линий и выгравированных частей, не меньшее значение приобретают также участки бумаги, оставленные белыми.
- Только до 15 апреля 2021 года вы можете заказать Большую Историю Искусства в 16 томах по специальной цене 81200 р. у нас на сайте
- Вы сможете сэкономить 37800р.!
- С 15 апреля стоимость Библиотеки составит 119 000 р.
- Количество экземпляров для предзаказа ОГРАНИЧЕНО - осталось всего 60 штук.