Дело было в махровые 80-е – времена так называемой перестройки. Я отправилась в 1 класс, прекрасно умея читать, писать (печатными буквами) и считать до нескольких десятков. К слову, в 7 лет я уже составляла книжки-малышки для младшей сестры, самостоятельно рисуя иллюстрации к придуманным историям. Покупных книжек нам было мало, да)
Разумеется, с таким багажом знаний, приобретённых благодаря маме ещё до похода в школу, я стала закономерно одной из лучших в классе. Да и природное рвение к изучению и познанию сыграло свою роль.
По итогам 1 четверти пожилая учительница старой закалки заявила, что садит меня за эту самую красную парту.
Что такое красная парта?
В советские годы школьная программа отличалась повышенной сложностью и с успеваемостью мягко говоря было не очень, Зато выделять отличников и хорошистов наши учителя умели на раз.
Отличников – то есть учеников, которые по всем предметам получали «звёзды» (оценок в 1 классе, конечно, не было) – усаживали на первые парты в непосредственной близости к учителю. Причём парты покрывались алой тканью. Сами понимаете: цвет кумача, советского знамени и всё такое.
Хорошисты сидели на 2-3 партах (в зависимости от количества таких учеников в классе), а на парту ставили небольшие красные флажочки. Собственно именно такие нарисованные от руки «флажки» в наших прописях и тетрадях заменяли отметку «4».
Сколько было в нашем классе хорошистов, не помню – врать не буду, а вот отличников, вернее отличниц, было две.
Я сидела на первой парте первого ряда, а другая девочка – на первой парте второго ряда. Первая парта третьего ряда красной скатертью покрыта не была.
На парту соседки был постелен алый шёлк и мне очень нравилось, как его края свисают со столешницы и играют переливами в искусственном свете ламп (солнечного света в нашем кабинете почти никогда не было, первый этаж, кусты сирени под окнами…).
А у меня скатерть была совеем другая – из грубой алой кумачовки… Потому что родители посчитали лишним тратиться на кусок шёлка и постелили на мою парту… советский флаг! Только уголок с гербом подшили, чтобы в глаза не бросался.
Вот так и просидела весь 1 класс за красной партой, устеленной флагом…
Как чувствовал себя отличник?
Сейчас я понимаю, что таким выделением отличников и хорошистов советская школа пыталась стимулировать детей учиться лучше. И это даже странно на фоне всеобщей уравниловки. Впрочем, портреты передовиков производства ведь тоже являлись неким символом, на который нужно было равняться. А попасть на доску почёта мечтал, наверное, каждый второй советский рабочий.
Так вот я скажу вам, что сидеть за красной партой было не очень-то комфортно.
- Во-первых, любой входящий педагог, завуч или (что ещё страшнее для первоклашки) директор сразу понимал, кто есть кто. Частенько они подходили к парте, чтобы заглянуть, как ты пишешь… Такое повышенное внимание возможно, кому-то и нравилось. Но только не мне.
- Во-вторых, за неимением в классе большого количества отличников, сидели мы с коллегой по несчастью одни. А может, так в принципе было заведено, ведь у отличника всегда будут списывать – не знаю как в других классах сидели ребята. Не видела. Если кто-то имеет такой опыт, прошу поделиться в комментариях.
Но факт остаётся фактом: отделяя отличников от коллектива, учителя тем самым лишали их потенциального права на общение.
Кто-то из ребят относился к нам как к «зубрилкам» и сторонился. Кто-то посмеивался: мол, «учительские любимчики». То есть такая дифференциация изначально задавала тон для разрозненности детского коллектива.
Хорошо, у меня не возникло проблем с социализацией, поскольку мы пришли в один класс всем двором и отлично знали друг руга не первый год. А вот более тихие дети, полагаю, страдали от одиночества именно по этой причине.
- В-третьих, из-за отделения отличника от коллектива и постановки его как бы над остальными учениками, у детей, склонных к завышенной самооценке вырабатывались не самые лучшие качества: гордыня, спесь, пренебрежительное отношение к другим ученикам.
Первый класс закончился.
Пожилая учительница уволилась и нам дали молодую и интересную – помню, звали её Алла Михайловна. Мы переехали на второй этаж, в другой кабинет – просторный и светлый.
И никаких красных парт! Никакой обязаловки садиться на первую парту перед носом учителя за кумачовые скатерти!
Я с радостью убежала на предпоследнюю парту первого ряда (зрение тогда еще позволяло сделать это) – у окна. Чтобы солнышка было побольше. И просидела весь год с мальчиком из соседнего двора. Да, у меня списывали)) Но разве это проблема, когда чувствуешь себя в своей тарелке?
Выводы
В целом неплохое образовательное начинание, с точки зрения психологии ребёнка, считаю не очень удачным решением именно потому, что в 7-8-летнем возрасте человеку нужно социализироваться, учиться общаться, принимать коллектив и чувствовать себя его частью.
Красные парты же делали отличников изгоями, что в дальнейшем часто либо заставляло их учиться хуже, чтобы «быть как все» либо превращало в антилидеров…
Спасибо всем, кто дочитал.
Акмеолог М. Р. Аньярская