Всем привет!
Хочу рассказать историю моего поздравления супруги с 14 февраля. Это о том, как можно на раз-два испортить настроение человеку.
Я всегда покупал цветы в этом магазинчике - у знакомой продавщицы. Однажды даже интервью у нее взял - о том, почему и кто накручивает цены на цветы к 8 Марта. А потом она взяла... и съехала. Я прикатил за цветами - а там уже сидит другой продавец. И вообще другой магазин, к счастью, хотя бы тоже цветочный.
Теперь он называется "бутик".
Продавщица - очень вежливая и приятная женщина. Сразу видно - человек умеет работать с клиентом. Дала визитку, конфету и небольшую скидку: "Приходите ещё!"
Конечно, я пришел, тем более что цветы хорошие, гнилья не подсовывают. Месяц-полтора назад покупал у них букет для супруги. Сказал: "Мне в районе 25-30 рублей" (в пересчёте на российские деньги - это примерно 900 RUB). Мне сделали красивый букет на эту сумму, жена была в восторге.
Для сравнения: 30 рублей - это одна сорок шестая часть средней зарплаты по Беларуси. Той самой зарплаты, которую ещё попробуй заработай, ведь если в Минске это в целом - не проблема, то для региона такие деньги - очень круто. Например, моя знакомая учительница в регионе получает 800-900 рублей (до 27 тыс. российских). Она на свою зарплату могла бы купить 30 букетов по 30 рублей.
Так вот, утром 14 февраля - в День всех влюбленных - захожу я в "бутик" и вижу: работают две продавщицы. Та, которая умеет общаться с клиентом, и её напарница. Я обратился ко второй (она была свободна) с наивным вопросом: "Можно мне букет в районе 30 (подразумевается +-5 руб.) рублей?"
Ответ женщины меня огорошил.
"А, так вам из дешевенького? Вряд ли. У нас одна роза стоит 7 рублей..."
Очень неприятно было такое услышать. Ещё и сказано с некоторым пренебрежением: мол, чего вообще пришел, если денег нет? Хотя, повторюсь, относительно недавно я заказывает букет за аналогичную сумму.
Я прекрасно понимаю, что цветы стоят дорого, особенно зимой, особенно в преддверии и во время праздников. Вопросов нет. Но дело здесь, как вы понимаете, не в ценах, а в отношении. Оно стоит дороже всего. И если продавец делит клиентов на богатых и бедных и не стесняется демонстрировать такое отношение в лицо - это говорит о его культуре.
Когда речь заходит об обслуживании клиентов в постсоветских странах часто говорят "совок". Так вот потому и говорят, что в иной магазин и заходить страшно - глядишь, посмотрят презрительно, а то и нахамят. Для иных продавцов человек, у которого мало денег - и на человека-то не тянет, и тратить на него свое время и улыбки смысла нет.
И чаще всего в наших странах - именно такое отношение. Хотя СССР давно уже нет... Видимо, дело все-таки не в Союзе, а в людях...
Я ничего не сказал продавщице - купил букет и ушел. Хотелось, конечно, высказать ей свое мнение, но решил, что не стоит. Если человек сам не понимает, какой тогда смысл?
А как бы Вы поступили на моем месте? Расскажите в комментариях.