Засияла во тьме она - день блистает.
И сверкают стволов верхи ее светом.
Она блещет, как много солнц на восходе.
Сняв покровы, смутит она звезды ночи.
Кто в детстве не читал «Сказки 1000 и 1 ночи»? Если кто не читал, то он несчастнейший из несчастных!
Мало, кто подозревает, насколько эта сказка и музыка, которая стала естественным продолжением медоточивых рассказов Шахерезады (или Шахразады) из персидского фольклора, окружает нас.
В самом раннем детстве это: «Аладдин и волшебная лампа», «Али Баба и сорок разбойников».
Не счесть перепевок, переделок и трансформаций этих сюжетов от мультиков до мюзиклов включительно!
Далее, когда «Гюльчатай покажет личико», в дело всеобщего эротического воспитания молодого человека вступает мотив о том, как самая любимая жена из шахского гарема в шахском Зобеида пытается умилостивить мужа. Но Шахриар мрачен: приехавший к нему брат Земан, правитель Персии, уверяет, что жены шаха неверны…
Да, совсем не детский сюжет, из тех, о которых в советское время на афише киносеанса для взрослых писали: «Детям до 16-и».
Но с другой стороны, каждый любитель советских кинокомедий в любом возрасте, в том числе и до 16-и, слышал, хотя и не знает, что это - тема оркестровой пьесы Шахерезады Римского-Корсакова, ее пролог музыки великого Зацепина из «Кавказской пленницы». Цитатой из сюиты русского композитора начинается песня героя Юрия Никулина «Если б я был султан»…
Словом, значение «Сказок 1000 и 1 ночи», а также непревзойденной сюиты Римского-Корсакова для нашей жизни переоценить невозможно.
История возникновения этого шедевра не столь радужна. Хотя, как обычно, музыкальные критики сгущают краски, говоря о том, что Римский-Корсаков в период написания музыки был в трудном положении: множество забот по обустройству растущего семейства, работа и т.д. В это время вдобавок он работает еще и над оперой «Князь Игорь», которую не завершил соратник его по «Могучей кучке» - Александр Бородин.
Римский-Корсаков, и в этом его уникальность, привел в порядок и наследие Модеста Мусоргского, русского гения, скончавшегося от алкоголизма.
Но как пишет сам композитор в своей скупой на эмоции и лаконичной, словно нотная запись книге «Летопись моей музыкальной жизни»:
Напрасно ищут в сюите моей лейт-мотивов крепко связанных всегда с одними и теми же поэтическими идеями и представлениями. Напротив, в большинстве случаев все эти кажущееся лейт-мотивы ни что иное, как чисто музыкальный материал, или данные мотивы для симфонической разработки. Эти данные мотивы проходят и рассыпаются по всем частям сюиты, чередуясь и переплетаясь между собой.
Так и в биографии композитора, можно сколько угодно найти мотивов, которые препятствовали бы нормальной работе над этим уникальным музыкальным произведением. Однако цифры неумолимы, начало работы над сюитой датируется началом лета 1888 года (в имение Глинки-Мавриных Нежговицы, в 18-ти верстах за Лугой у Череменецкого озера), а уже 3 ноября этого же года состоялась премьера - в Петербурге, в первом из Русских симфонических концертов, состоявшемся в Дворянском собрании под управлением автора.
Славный эпиграф к рождению дочери Маши!
Бессмысленно пересказывать сюжет «Сказок 1000 и 1 ночи». Можно только обозначить сюжетные мотивы, которые легли в основу сюиты:
Море и Синбадов корабль, фантастический рассказ Календера-царевича. Царевич и Царевна, Багдатский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником. Объединяющею нитью являлись короткие вступления I, II и IV частей и интермедия в III, написанная для скрипки solo и рисующую самое Шехерезаду, как бы рассказывающую грозному султану свои сказки.
По сути, здесь нет единого более менее связного сюжета, Римский-Корсаков сочинил своего рода музыкальный калейдоскоп, в котором причудливо сочетаются мотивы образов восточной сказки, морских путешествий (композитор был морским офицером) и очарование Востоком. Русский композитор оживил персидский фольклор. Точно также, как чуть ранее Глинка, обработав испанский народный танец, написал «Испанскую сюиту», которую в музыкальном обиходе называют «Арагонской хотой».
Нет в Испании произведения с таким названием, мало того, оно такое же бессмысленное, как словосочетание «Русский казачок». Но такова сила композиторского таланта: выдавать желаемое за действительное!
Все творенья пред нею ниц упадают,
Коль, явившись, сорвёт она с них покровы.
Если же в гневе сверкнёт она жаром молний,
Льются слезы дождей тогда безудержно.
Не трожьте музыку руками! – советовал некогда Андрей Вознесенский всем тем, кто пытается гармонию поверить алгеброй. Не стал этого делать и Римский-Корсаков. Хотя, судя по его «Летописи…», имел такое намерение:
Первоначально я имел даже намерение назвать I часть «Шехерезады» - Прелюд, II - Баллада, III - Адажио, IV – Финал, но по совету Лядова и других не сделал этого. Нежелательное для меня искание слишком определенной программы в моем сочинении заставило меня впоследствии, при новом издании уничтожить даже и те намеки на нее, каковые имелись в названиях перед каждой частью, как-то: Море, синдбадов корабль, Рассказ Календера и проч.
Что же в итоге? Кому верить? Что делать?
Да, совершенно ничего не делать и не искать ложных следов и образов, которых и не существует. А лучше всего отдаться на волю необыкновенно красивой и чувственной музыки великого композитора.
Сам Римский-Корсаков, как видим, никаких рецептов для своих слушателей не прописывал. Он всего лишь «хотел… немного направить фантазию слушателя на ту дорогу, по которой шла моя собственная фантазия, предоставив представления более подробные и частные воле и настроению каждого».
И все!
Музыкальные критики считают, что «Шахерезада» стала вершиной симфонического творчества композитора.
Вот тут можно с ними, не входя в клинч, согласиться.
«Шахерезада» - одно из самых часто исполняемых произведений русских композиторов.
«Шахерезада» - это, в конце концов, поэма любви.
Устами двух флейт, флейт-пикколо, гобоев, кларнетов, фаготов, английского рожка, труб, четырех валторн, трех тромбонов, тубы, литавров, треугольника, бубна, малого барабана, тарелок, большого барабана, тамтама, арфы и струнных - говорит сама любовь!
Если вы не слышали «Шахерезаду», стало быть, вы не любили. И у вас все еще впереди!
В день всех влюбленных...