В 1895 году немецкий ученый-физик Вильгельм Конрад Рентген случайно обнаружил, что на фотопленке остаются затемнения при воздействии рентгеновского излучения. Тогда он попробовал сфотографировать таким методом кисть своей руки и обнаружил, что при прохождении через ткани на фотопленке формируется изображение костного скелета. Так была открыта рентгенография – первый в истории неинвазивный способ получения изображения анатомических структур организма. Разумеется, ученые других областей науки начали придумывать, как применять инновационное открытие в своих исследованиях, не стали исключением и искусствоведы. Рентгенограммы начали использовать при определении индивидуального почерка художника, для исследования следов восстановления полотна и, конечно, для нахождения скрытых изображений, которые впоследствии были закрашены.
Любопытными стали открытия, связанные с двумя полотнами Яна Вермеера – «Девушка за вёрджинелом» и «Молочница».
Долгое время «Девушка за вёрджинелом» считалась подделкой. С одной стороны, много указывало на подлинность картины:
Богемская земля. В пользу оригинальности полотна говорит использованная при написании телесных оттенков кожи богемская земля – натуральная светло-зелёная краска, сделанная на основе разных соединений кремния. Она активно использовалась художниками с античности вплоть до эпохи Возрождения, поэтому часто лица на картинах тех времен имеют зеленоватый оттенок. В XVII веке богемская земля была уже непопулярна, однако Вермеер часто использовал её в своих поздних работах, и «Девушка за вёрджинелом» – не исключение.
Ультрамарин. Еще одной часто используемой художником краской был ультрамарин. Этот глубокий синий оттенок Вермеер применял не только сам по себе (например, для спинки стула), но и для создания уникальных светло-серых оттенков. Такими часто выполнен задний план на его картинах.
Желтые оттенки. Жёлтая окись свинца состоит из хромосвинцовой соли и имеет желтый оттенок. Она использовалась Вермеером почти так же часто, как ультрамарин. Чаще всего при помощи этого пигмента создавались изображения желтых драпировок и меховых накидок. Из-за высокого содержания свинца краска очень ядовита, однако, несмотря на это, активно использовалась художниками вплоть до XVIII века.
Для написания теней и выбеленных стен чаще всего использовалась умбра (охра, содержащая оксид марганца и гидроксид железа) в сочетании с белилами и небольшим количеством черных пигментов.
Также в небольших количествах художник использовал киноварь (яркий красно-оранжевый пигмент на основе сульфида ртути) для лессировки. А в сочетании с белилами, ультрамарином и черным пигментом киноварь дает глубокую тень.
Типичный сюжет. Изображения играющих на инструментах девушек стали одним из основных мотивов позднего периода творчества Яна Вермеер. Музицирующие девушки ассоциировались как с атмосферой спокойствия и умиротворения домашнего быта, так и призваны были отражать богатый внутренний мир высшего света. «Девушка с гитарой», «Девушка, стоящая у вёрджинела», «Кружевница» и др. передают схожее настроение и выполнены в единой сине-серо-бежево-желтой гамме, характерной для полотен Яна Вермеера.
Складки ткани. В пользу подлинности картины говорили и мастерски исполненные складки платья. Шёлк струится и переливается на свету, создавая естественные драпировки и игру светотени.
Почему же тогда складки шали написаны так грубо? Этот вопрос долго не давал покоя исследователям, пока, наконец, они не получили возможность сделать рентгенограмму. Оказалось, что под шалью скрыто изысканное платье с причудливыми рукавами, ниспадающими от шеи к локтям. В первоначальном варианте складки юбки доходили до талии, а драпировка от локтей до спинки стула отсутствовала. Получалось, что шаль была пририсована неизвестным художником уже после смерти Вермеера. Художник, желающий гармонично вписать шаль в общую колористику полотна, написал её в характерном для работ Вермеер оттенке – светлом горчично-жёлтом.
Еще позднее было установлено, что холст картины был отрезан от того же куска, что и для «Кружевницы». Так вопрос с подлинностью картины был закрыт окончательно.
Второй картиной с секретом оказалась «Молочница» . На полотне изображена обычная горничная типичного голландского дома XVII века. Она бережно переливает из кувшина молоко в глиняную чашу. Характерная для Вермеера цветовая гамма подчеркивает спокойную умиротворенную атмосферу полотна. На добродетельность намекает кувшин в руках девушки – атрибут древнегреческой богини и покровительницы брака Геры.
Однако не все так однозначно. Если присмотреться к плитке внизу стены, можно разглядеть изображение Амура (бога любовного влечения), размещенное на делфтском изразце . Вермеер работал в то время, когда основным производством Делфта были сине-белые фаянсовые изделия. Художник неоднократно использовал изображение таких изразцов и в других своих работах. Неслучайно его называют Ян Вермеер Делфтский.
Еще одним неслучайным символом на картине является жаровня в правом нижнем углу. Она считалась символом похотливости и тлеющей страсти.
К тому же, рентгенография показала, что за спиной девушки была изображена картина, висящая на гвозде. Позднее художник закрасил ее, а гвоздь оставил. Возможно, картина рассказывала еще больше о двойном смысле картины, а может просто отвлекала внимание зрителя от основного действия. В любом случае, причины такого поступка неизвестны, как и неизвестно, что именно было изображено на картине.
Еще о рентгенограмме и искусстве: Ж.Ф. Милле «Анжелюс». Почему все такие грустные, и при чем тут Сальвадор Дали
«Подсолнухи» Ван Гога, или разочарование Японии