Найти тему
Интересная техника

Американцы удивились беспрецедентному уровню автоматизации российского истребителя Су-57

Кабина тренажера истребителя Су-35
Кабина тренажера истребителя Су-35

В последнем номере корпоративного журнала Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) были раскрыты новые подробности о кабине пилотов российского истребителя пятого поколения Су-57, из которых можно сделать вывод о потрясающем уровне автоматизации самолета, о чем не преминули написать американские журналисты издания Military Watch.

Полная автоматизация рутинных процессов пилотирования и боевого применения призваны максимально снизить нагрузку на пилота. Летчик теоретически теперь может с момента взлета и до самой посадки вообще не заниматься пилотированием истребителя, максимально сосредоточившись на поиске и атаке целей. Да и эти процессы также в достаточной степени автоматизированы.

Следует учитывать, что сама кабина пилота имеет вполне определенные геометрические ограничения, площадь экранов индикаторов также ограничена. Однако датчики истребителя могут передавать пилоту огромный объем информации, которую он просто не успевает воспринимать. Поэтому «искусственный интеллект» истребителя самостоятельно фильтрует данные, которые необходимо знать летчику в данный момент времени.

Необходимость наличия «искусственного интеллекта» частично отсутствует в двухместных российских платформах Су-30СМ и Су-34, в которых задачи пилота и оператора систем вооружения разделены. Однако в истребителях пятого поколения почти во всех странах необходимость в двух членах экипажа поставлена под сомнение, хотя в России и рассматриваются экспортные двухместные варианты Су-57.

Кроме того, ранее сообщалось, что новейший российский истребитель разрабатывается и в беспилотном варианте, а в мае 2020 года появились сообщения об испытании опытных образцов Су-57 для беспилотных полетов. Пилот в кабине, конечно, присутствовал, однако, похоже, выполнял лишь мониторинг систем самолета, не вмешиваясь в процесс управления.

Управление истребителем с земли или при помощи искусственного интеллекта в разы расширит возможности Су-57, так как он станет способен выполнять экстремальные маневры с предельными перегрузками более 9G, при которых даже тренированный летчик теряет сознание. В воздушном бою, как ближнем, так и дальнем, способность резко маневрировать значительно повышает живучесть машины.