Найти тему
ПроФэнтези

«Новое странное» фэнтези (New Weird): секреты нового жанра

Оглавление

Когда нам наскучивает однообразие, мы начинаем искать что-то новое, необычное. В какой-то момент это случилось и с читателями фэнтези. Творчество Толкина дало толчок бесконечным историям о волшебных мирах. Менялись расы, магические системы, мораль героев, время действия (Древний мир, Средневековье, Новое время), но в основе большинства фэнтези-сюжетов лежало одно: «it’s magic» (с).

Любимое объяснение Джорджа Мартина, который все еще пишет "Ветра зимы" (фото www.livelib.ru).
Любимое объяснение Джорджа Мартина, который все еще пишет "Ветра зимы" (фото www.livelib.ru).

Многие писатели стараются снизить влияние магии на сюжет. Так появились поджанры низкого фэнтези (в самых крайних вариантах мир фэнтези может существовать и вовсе без магии), магического реализма (где магия подчиняется строгим правилам), стимпанка/технофэнтези (где авторы пытаются соединить фэнтези с технологиями прошлого или будущего). Здесь и зародился жанр, который с легкой руки фантаста М. Харрисона (автор цикла «Вирикониум») получил название New Weird – или «новое странное» фэнтези.

«Новые странные» авторы балансируют на границе между научной фантастикой, чистым фэнтези и современной литературой. Они не придерживаются какого-то одного направления, смешивая уникальные коктейли из разных поджанров. Например, в книге «Вокзал потерянных снов» (Ч. Мьевиль) можно найти элементы нуар-детектива, ужасов, магического реализма, стимпанка и традиционного фэнтези.

Порой я вижу отзывы, что читателей смущает, отпугивает такая смесь. Да, за попытками автора создать совершенно непохожий на других мир может потеряться сюжет. Впечатление также смазывают несколько линий с разной хронологией, открытая концовка, отсутствие описания персонажей. Зато если автор все-таки находит баланс между «инаковостью» и сюжетом, то получается захватывающий мир, о котором хочется читать еще и еще.

Вокзал потерянных снов (арт Fei Zhow, www.artstation.com).
Вокзал потерянных снов (арт Fei Zhow, www.artstation.com).

Характеристики «нового странного» фэнтези:

  • Магия всегда существует в определенных рамках. У нее есть или особые законы, или научное обоснование. Часто рядом с магией существуют технологии (паровые машины, дизельные аппараты и т.д.). Интересно выглядит объединение магии с техникой (например, в виде магического источника энергии).
  • Мир – центральная часть всех произведений этого поджанра. Автор может схематично обрисовать многих персонажей, но если вы хотите оказаться в самом необычном мире – вам определенно сюда.
  • Сюжет – как правило, сложный. Читателю нужно прикладывать усилия, чтобы понять, что происходит на страницах (меня, например, запутывают временные скачки).
  • Насилие – неотъемлемая часть этого поджанра. Возможно, все дело в популярности темного фэнтези, но авторы стремятся в деталях показать не только парадный фасад, но и изнанку своих миров.
Магия тоже может работать от генератора - примерно вот так :) (арт www.pinterest.es).
Магия тоже может работать от генератора - примерно вот так :) (арт www.pinterest.es).

Что можно почитать в жанре «нового странного» фэнтези?

Обычно в этом разделе я делаю небольшой обзор нескольких книг, но так уж получилось, что накануне Нового года я выпустил статью «Топ-5 самых необычных миров фэнтези» – и сразу три мира из моего топа созданы авторами, которых относят к жанру New Weird. Поэтому не буду повторяться и просто перечислю эти книги одной строкой:

  1. Цикл «Нью-Кробюзон» (Чайна Мьевиль);
  2. «Дочь железного дракона» (Майкл Суэнвик);
  3. «Расколотый мир» (Феликс Гилман).

Если интересно, можете пройти по ссылке выше и познакомиться с этими мирами поближе перед тем, как открыть Мьевиля или Суэнвика :)

Поделитесь в комментариях, о каких мирах фэнтези вам нравится читать :)