Когда нам наскучивает однообразие, мы начинаем искать что-то новое, необычное. В какой-то момент это случилось и с читателями фэнтези. Творчество Толкина дало толчок бесконечным историям о волшебных мирах. Менялись расы, магические системы, мораль героев, время действия (Древний мир, Средневековье, Новое время), но в основе большинства фэнтези-сюжетов лежало одно: «it’s magic» (с).
Многие писатели стараются снизить влияние магии на сюжет. Так появились поджанры низкого фэнтези (в самых крайних вариантах мир фэнтези может существовать и вовсе без магии), магического реализма (где магия подчиняется строгим правилам), стимпанка/технофэнтези (где авторы пытаются соединить фэнтези с технологиями прошлого или будущего). Здесь и зародился жанр, который с легкой руки фантаста М. Харрисона (автор цикла «Вирикониум») получил название New Weird – или «новое странное» фэнтези.
«Новые странные» авторы балансируют на границе между научной фантастикой, чистым фэнтези и современной литературой. Они не придерживаются какого-то одного направления, смешивая уникальные коктейли из разных поджанров. Например, в книге «Вокзал потерянных снов» (Ч. Мьевиль) можно найти элементы нуар-детектива, ужасов, магического реализма, стимпанка и традиционного фэнтези.
Порой я вижу отзывы, что читателей смущает, отпугивает такая смесь. Да, за попытками автора создать совершенно непохожий на других мир может потеряться сюжет. Впечатление также смазывают несколько линий с разной хронологией, открытая концовка, отсутствие описания персонажей. Зато если автор все-таки находит баланс между «инаковостью» и сюжетом, то получается захватывающий мир, о котором хочется читать еще и еще.
Характеристики «нового странного» фэнтези:
- Магия всегда существует в определенных рамках. У нее есть или особые законы, или научное обоснование. Часто рядом с магией существуют технологии (паровые машины, дизельные аппараты и т.д.). Интересно выглядит объединение магии с техникой (например, в виде магического источника энергии).
- Мир – центральная часть всех произведений этого поджанра. Автор может схематично обрисовать многих персонажей, но если вы хотите оказаться в самом необычном мире – вам определенно сюда.
- Сюжет – как правило, сложный. Читателю нужно прикладывать усилия, чтобы понять, что происходит на страницах (меня, например, запутывают временные скачки).
- Насилие – неотъемлемая часть этого поджанра. Возможно, все дело в популярности темного фэнтези, но авторы стремятся в деталях показать не только парадный фасад, но и изнанку своих миров.
Что можно почитать в жанре «нового странного» фэнтези?
Обычно в этом разделе я делаю небольшой обзор нескольких книг, но так уж получилось, что накануне Нового года я выпустил статью «Топ-5 самых необычных миров фэнтези» – и сразу три мира из моего топа созданы авторами, которых относят к жанру New Weird. Поэтому не буду повторяться и просто перечислю эти книги одной строкой:
- Цикл «Нью-Кробюзон» (Чайна Мьевиль);
- «Дочь железного дракона» (Майкл Суэнвик);
- «Расколотый мир» (Феликс Гилман).
Если интересно, можете пройти по ссылке выше и познакомиться с этими мирами поближе перед тем, как открыть Мьевиля или Суэнвика :)
Поделитесь в комментариях, о каких мирах фэнтези вам нравится читать :)