Василий Семенович Каншин был в середине XIX века «винным королем», одним из самых богатых людей Петербурга. Заплатив государству фиксированную сумму - винные откупы, он получил право на розничную продажу вина в Петербурге и окрестностях. Заработав огромные деньги, Каншин, в семье которого росли 13 детей, вкладывал их в недвижимость.
По воспоминаниям современников, невысокого роста, невзрачный на вид, миллионер Василий Каншин не раз вводил в заблуждение кассиров в банке. Однажды один из них строго прикрикнул на старика в длиннополом сюртуке: «Чего лезешь? Успеешь... Сколько вносишь?». И смутился, услышал ответ: «Пять миллионов»...
Покончив с откупами, Каншин приобрел золотые прииски на Амуре, но громадные доходы они принесли уже его наследникам.
Первый двухэтажный каменный особняк в Кузнечном переулке (ныне № 2) Василий Каншин приобрел в середине XIX века, второй (ныне № 4) - чуть позже.
Особенно интересны записи, касающиеся дома № 4:
«Особняк был великолепен. В парадных комнатах потолки были расписаны известным тогда в Петербурге художником Алиоди. Стены обтянуты шелковым штофом, картины знаменитых художников висели на стенах. На каншинских балах бывало все высшее петербургское общество...».
До сегодняшнего дня в доме сохранилась необыкновенно красивая лестница, украшенная суровыми звериными мордами.
В мемуарах племянника жены Андрея Каншина - штаб-ротмистра гусарского полка Андрея Николаевича фон Дитмара - упоминается и о том, что в доме № 4 по Кузнечному переулку бывала даже будущая цареубийца Софья Перовская.
«Перовская была дочерью тайного советника и происходила из старой дворянской семьи. Как не старалась К. Р. (Камилла Романовна, жена Андрея Каншина) убедить Перовскую при ее посещениях изменить образ мыслей - успеха достичь не могла...».
Мемуарист вспоминает и поразившее его своим размахом торжество, отмеченное в 1877 году в доме в Кузнечном, - 25-летие свадьбы Камиллы Романовны и Андрея Васильевича Каншиных.
Однако всего через несколько лет после пышного юбилея Андрей Васильевич расстался с женой. Камилла Романовна получила от него короткое письмо с уведомлением, что больше он с ней видеться не будет. Она оставила свои бриллианты, знаменитое жемчужное ожерелье, соболя в своем бывшем доме в Кузнечном и уехала жить к дочери в Москву.
Как ни пытался фон Дитмар узнать причину разрыва Андрея Васильевича с женой, это так и осталось тайной:
«В Петербурге через некоторое время стало известно, что А. В. сошелся с некоей госпожой О. которая переехала в каншинский особняк со своим мужем. Была ли О. причиной разрыва?? Может быть, да, а может быть и нет...».
Умер хозяин особняка Андрей Каншин 6 июня 1897 года и был похоронен с отцом и братьями в семейном склепе на Митрофаниевском православном кладбище. До наших дней это захоронение не сохранилось...
По материалам рубрики «Наследие» автора Ирины Гуськовой.
Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .
Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки - на сайте Лектория.