Глава 16.
Снова начал Прохор являться на посиделки да гулянки деревенской молодёжи. В дожди собирались по обычаю в большой избе кузнеца, в хорошую погоду гуляли по-за околице до мельницы. Гулянья становились всё реже, осень залила дождями дороги.
Глаша Мельникова хвасталась подругам, что как только поманила она Прошку Житникова на вечорки, он тут же и явился!
- И вправду он же давно не бывал, а тут на каждые посидки является. Права ты, Глашка! Скоро сватов к тебе зашлёт, жди, - говорила Глашина подружка Наталка.
Глаша довольно улыбалась и гордо поглядывала на подруг. Вышивание, которое Глаша брала с собою на вечорки, её мало интересовало, больше она любила поглядеть, к кому из девушек приглядываются парни, и на кого бросают тайком взгляды девушки.
Прохор же, не замечая девичьих пересудов и усмешек, был озадачен волнующим его вопросом – кто же из местных парней может оказаться тем самым, кто спас его уже дважды.
Некоторые парни на вечорках тоже не сидели без дела, кто плел лапти, кто корзины. Разговоры, смех, песни – развлекались и общались парни и девушки в большой горнице кузнецовой избы. Прохор приглядывался ко всем, потом сел рядом с Акимом Агафоновым, сыном местного лекаря.
Аким Агафонов держал в руках клещицу́, и плел мелкую рыболовную сеть. Он глянул на присевшего на лавку рядом с ним Прохора:
- А ты чего, с пустыми руками нонче? Где твой лошкарный инструмент?
Обычно Прохор приходил на вечорки со старым дедовым теслом и резцами, резал липовые или ольховые ложки. Сегодня же он намеренно не взял ничего.
- Да, руку чутка поранил, - показал он товарищу небольшую ранку на ладони, - Саднит еще, думал обождать пока с резцами-то.
- Ну, и то верно, - резонно ответил Аким и вновь принялся вязать узелки на сети.
Прохор не знал, как бы так ему дальше повести разговор, чтобы наверняка разведать у Акима, не он ли вытащил его с трясины…
- Гать-то старая разрушилась почти, - начал Прохор, - Думал я сходить к брату в Усольскую, да вот, дойду нет ли, сомневаюсь…
- Чего тебя на болото-то несет, - проворчал Аким, - Я сто лет там уж не был, с той поры как дедов телёнок там заплутал да провалился.
- А я вот чего тебя хотел спросить, Прохор, - вдруг нерешительно начал Аким, - Дед-то твой, Царствие ему небесное, не только ложки резать был мастер, а и охотник был…
- Был, про то все знают, - удивленно ответил Прохор, не понимая к чему клонит Аким.
- Отец мой сказывает, меткий глаз имел, - продолжал Аким, - А ты, его умение не перенял? Охотишься поди ж?
- Раньше с дедом часто ходили, а после его кончины ружьё евойное Ефрему отец отдал, у того тесть тоже охотник, вот вместе они иной раз и ходят зверя бить… А чего ты спросил?
- Да так, просто вспомнил деда твоего, - смущенно ответил Аким, - Так дед у тебя и не только с ружья охотился. И силки ставил, я мал еще был, так он меня учил их плести… Еще и прочим оружием зверя промышлял…
Прохор молчал, слушая странные речи своего товарища и силясь разгадать, к чему он это все спрашивает.
А меж тем, сидящий рядом с ними Петро Нагаев поднялся и пошел к печи, украдкой поглядывая на Марусю Боженову. Тогда Аким, отложив сеть, наклонился чуть не к самому уху Прохора и прошептал:
- Я слыхал, что приезжий-то исправник отцу сказывал… Уж не ты ли, Прохор, с лука разбойников насмерть кладёшь? Ты не думай, я никому не открою, даже отцу!
Прохор глянул на Акима и грустно усмехнулся:
- А ведь я тебя о том же думал пытать, Аким.
Парни посмотрели друг на друга и покачали головами. Аким продолжил вязать узелки своей клещицей, и чуть поразмыслив, вновь наклонился к Прохору:
- Надо нам с тобою потолковать. Завтра приходи к нам. Отец уедет на Быкову гору, смотреть больного. Вот, клещицу́ мою возьми. Матушке своей скажи, что я вчерась на вечорках её обронил, когда домой пошёл, а ты поднял да меня не стал догонять в поздний час. Скажи, отнесешь мне и приходи к обеду. Слыхал я, как исправник отцу говорил, чтоб за парнями шибче глядели, как бы мы беды не наделали, душегубцев не разъярили. Мол, молодые, глупые да горячие… Потому – никому ничего не сказывай про что сегодня толковали.
Прохор только кивнул в ответ и спрятал клещицу́ за пазуху. Больше они с Акимом не стали говорить ни о чем, потому что к ним подошла Наталка Трифонова и завела разговор.
Прохор слушал девушку в пол уха, в голове были совсем другие думы. Он присматривался к вошедшему в двери Василию Окопникову, крепкому улыбчивому парню, Прохор решил, что тот тоже может оказаться тем самым… Если уж не Аким Агафонов, то ясно, что кто-то из ловких и сильных парней!
Рассматривая окружающих его деревенских парней и девушек, смеющихся над шутками друг друга, Прохор вдруг наткнулся на колючий и злой взгляд Глафиры Мельниковой. Ему стало неприятно, и он отвел глаза.
Снова взглянув на неё, он понял, что она смотрит теперь не на него, а на свою подругу Наталку, которая весело болтала с Акимом и улыбалась сидящему рядом с ним Прохору. Он и не подозревал, какая злоба клокотала внутри Глаши!
Глафира сидела почти в самом центре горницы, она всегда садилась так, чтобы видеть всех самой, и её тоже было хорошо видно. А не заметить её было трудно – она была самой нарядной из всех деревенских девушек, даже на простые осенние вечорки она одевалась, как на праздник.
Углядев, что её подруга разговаривает с Прохором, а он улыбается ей в ответ, она чуть было не кинулась с криками на подругу, но с большим трудом сдержала себя.
«Решила вперед меня поскакать! Вот тебе и подруга! Хороша! Знает же, что мой он, что давно я… Ах, гадюка!» - Глашины щеки от злости горели ярким огнём.
Наталка же, даже и не подозревающая о том, что подруга сжигает её глазами, наговорилась с Акимом, и отправилась за своё вязание.
- Ах ты, змея! – прошептала ей в ухо Глафира, - Чего ты подле него хвостом своим крутишь? Смотри, так тебя на всю деревню ославлю, что даже вдовец Фёдоров тебя в жены не возьмет, побрезгает!
- Глаш, ты чего? – Наталка оторопела от неожиданности, - Чего я сделала, я с Акимом Агафоновым говорила!
- Ты! Думаешь я слепая! Как ты Прошке зубы свои скалила!
- Ты Глашка уж совсем ума решилась со своим Прошкой! Больно он мне нужен! И не гляди так на меня, полоумная!
Девушки уже не шептали, голоса их звучали всё громче. И только потому, что в избе было много парней и девушек, звучал смех и разговоры, их никто не услышал.
- Не вздумай мне дорогу перейти, волочайка! – шипела Глафира, - Пожалеешь!
- Да ты и вовсе умом-то тронулась! – Наталка, хоть и храбрилась, а Глашу испугалась, и сама она, да и мать Глафиры, запросто могли ославить любого.
Наталка подхватила своё вязание и отошла от Глафиры подальше, усевшись среди других девушек и испуганно оглядывалась на покрасневшую от злости Глафиру.
Прохор засобирался домой, когда вечорки были еще в самом разгаре. Ему уже нечего было здесь делать, ведь с Акимом он поговорил, и теперь горел нетерпением о завтрашнем дне.
Он взял с лавки свой кафтан и вышел на стылый осенний воздух. Ночь была светлая, звезды рассыпались по небосводу, осенние тучи открыли небо.
- Проша, постой! – раздался позади него голос Глафиры, - Ты никак уж навечорялся, домой пошёл?
- Устал я за день, да и время уж позднее, - ответил ей Прохор.
- И я домой направляюсь, да боязно одной идти. Не проводишь ли? – Глафирин голосок звенел ручейком, а Прохор растерялся, ему не хотелось идти провожать Глафиру…
- Давай-ка я тебя провожу, - сказал внезапно появившийся из дверей избы Матвей Дорогов, - Мне попутно до дома идти.
Прохор обрадовался такому случаю, попрощался и быстрым шагом отправился домой. Уже не увидал он, как исказилось от злости Глашино красивое лицо, как топнула она ножкой и сердито глянула на так некстати появившегося Матвейку.
А тот, довольный такой удачей, напротив счастливо улыбался Глаше:
- Смотри, сколько звезд высыпало нынче! Нам и до дому идти светлее!
От Автора:
Дорогие мои Читатели! Этот рассказ публикуется по две главы в день - в 7.00, и в 15.00 по времени города Екатеринбурга.
Прошу вас простить меня, главы стоят на отложенной публикации на указанное время, поэтому делать ссылки для перехода на каждую из глав я не успею, к сожалению. Как только будет свободная минутка- обязательно сделаю переход по ссылкам.
Проходите пожалуйста на Канал - там новые главы публикуются своевременно! Спасибо, за ваши 👍! Канал существует только благодаря вам!
Приятного чтения!