Найти тему
Эльма Тишевска

Немного о параллелях шаманизма и Ремесла в целом - часть IV

Продолжение. Начало - здесь , здесь и здесь.

Сегодня поговорим о тех, кто обитает на "той стороне".

Во главе монгольского космоса, как поту-, так и поэтустороннего, стоит Нечто, именуемое Тэнгри (также Тэнгэр, китайское Тянь). Тэнгри есть универсальный, глобальный, сверхличностный принцип мироздания, не подчиняющийся никаким законам, но сам порождающий из себя закон. Оно не благое в нашем понимании, оно вообще очень "оно". Принцип его действия людьми, в том числе и шаманами, не особо постигается. Шаманы с ним не работают и работать не могут. Время от времени тем не менее рождаются особые люди, которые могут слышать "волю" (на самом деле скорее течение, ритм) Тэнгри и реагировать на это. Такие люди называются зöнч (примерный перевод - "пророк"), и вокруг них почти всегда происходят глобальные социальные и культурные перемены. Последним зарегистрированным образцом подобного дара среди монголов были Тэмуджин Чингиз-хан и его старший внук Бату Саин-хан; с тех пор таких не рождалось. Принято считать, что зöнч таки получаются из людей с шаманским призванием, но специфически блокированным, нереализованным, и не сошедших при этом с ума почему-то - что и объясняет крайнюю редкость их появления.

Здесь, думаю, всё ясно. Есть глобальный источник силы, энергии, информации, времени - но нет, это не условный "бог" монотеистов, это нечто гораздо глобальнее. Иногда рождаются чувствительные к изменениям его ритма люди, яркие индикаторы, лакмус, транслирующий эти колебания в человеческий, вещный мир.

Самые могущественные существа с личностью и поведением в монгольском мире - это так называемые тэнгерины . Это такие, как бы сказать, "чины ангельские"; разумные, прекрасные, чудовищно сильные, обитающие в небесных просторах за пределами зримого неба, они живут по сути своей таинственной жизнью, к людям относясь по-разному. Известно, что есть тэнгерины, расположенные к людям и склонные иногда людям помогать по собственной воле; есть и тэнгерины, безразличные к людям и могущие помочь только случайно, если каким-то чудом привлечёшь к себе их внимание (но могут и разозлиться на раздражающую хрень с непредсказуемыми последствиями). И есть откровенно враждебные тэнгерины, чьего внимания ни в коем случае нельзя к себе привлекать. Известно, что доброжелательные тэнгерины из-за чего-то враждуют со всеми остальными и временами ведут разрушительные сражения, после которых вселенную ещё долго лихорадит. Вождя доброжелательных тэнгеринов монголы называют Хормуста - и да, товарищи, это Ормузд, в смысле Ахура блин Мазда, заимствованный ранним монголоидным населением Степи от предшествовавших им и соседних людей иранской крови. С тэнгеринами шаманы тоже не работают, их невозможно заклясть или привлечь, можно только им время от времени молиться, и для этого шаман не нужен.

Итак, есть и чины более-менее антропоморфные, но всё равно наделённые слишком непостижимой формой и силой для того, чтобы взаимодействовать хоть с одним из практиков. И практики об этом знают.

Замечу в скобках, что мне крайне импонирует авторский стиль изложения))

А вот с кем шаманы, собственно, и работают - так это с огромной массой духовного населения непосредственно Нижней Земли, по-монгольски Этуген . Они так и называются - доод , "нижние". Это существа разной силы, но всё-таки не догоняющие по могуществу среднего тэнгерина. Их мир - совершенная тень зримой земли, с несколько иной, но подобной географией и иными, но постижимыми законами. Хорошо обученный шаман может там чувствовать себя как дома. Среди "нижних" есть свои "ханы" и "нойоны" - правители и князья, которым подчиняются иные; есть свои высокоразумные существа и свои животные с растениями. Так или иначе, вот это пространство и есть область широкого применения всех способностей и навыков шамана.

Обращаясь всё к тому же Фраю (как сказали бы представители нынешнего поколения снежинок - Кастанеде на минималках), так называемый потусторонний мир - это его "Тёмная сторона", изнанка мира вещного. В сущности, мир вещный и потусторонний - одно целое вместе со всеми этими уровнями. Но для того, чтобы постичь эту простую истину, недурно побродить и по просторам вещного мира, и по территории потустороннего, случиться с кем-нибудь, ощутить на себе разные события, не сойти при этом с ума и упорядочить весь этот опыт в сознании.

Итак, подобно многообразию видов людей, животных и прочих живых существ в мире вещном - в мире изнанки (это мы для них - изнанка, кстати говоря) царит точно такая же приятная глазу пестрота. Ранжированная по степени силы, мастерства, разума этих созданий - и так далее.

-2

Помимо упомянутых выше аборигенов - оршин суугч , "жителей" - на той стороне блуждают и үхсэн хүн , мертвецы. Дело в том, что непосредственно мир мёртвых в монгольской мифологии лежит за пределами той стороны как таковой. Души людей уходят в него, пересекая мир духов - и могут из-за чего-то заблудиться, застрять, не дойти до цели. И если мёртвый шаман к подобному итогу и стремится - он и не хочет в норме идти нормальным путём людей - то человек без шаманского призвания, оказавшись в таком положении, жестоко страдает, начинает докапываться до живых и гневаться или молить о помощи. Обнаружение таких заблудившихся душ и их отправка по положенной дороге есть ещё одна из основных обязанностей любого шамана, и это чуть ли не его первейший долг, ради этого можно забить на всё остальное.
Нормальный умерший уходит за ту сторону на неведомые просторы. Что с ним там происходит - неизвестно, но рано или поздно его душа перерождается в смертном мире заново, обновлённой. Шаманы могут ненадолго заходить в ближние области мира мёртвых, где находятся души, ещё помнящие земную жизнь, и получать от них информацию, но долго там находиться или описать законы этого "третьего" мира они не в силах.

И снова совершенно верно. Отличие "практика вообще" от конкретного шамана в том, что практик может отказаться от общения с душами ушедших в принципе или сделать это своей специальностью, а для шамана это - самая что ни на есть стандартная работа, ещё одно путешествие отсюда туда - и обратно. Разница лишь в векторе, то есть в изначально поставленной цели.

Теперь - об особых видах сущностей тонкого мира.

Монгольский миф невозможно представить себе без докшитов . Это слово переводится как "яростные" или "бешеные", и означает специфических духов-хранителей местности. Ну то есть как, хранителей... таких хранителей, которые на всякий случай уконтрапупят вас превентивно задолго до того, как вы навредите их любимой локации. Докшиты бывают большие и малые, очень злые и не очень, договороспособные и нет, но вот добрыми они не бывают по определению. Чтобы у местности появился докшит, обычно надо, чтоб там пролилось много крови или что-то в этом духе; тогда обычный хозяин местности может переродиться и стать "бешеным".
Чёрные шаманы любят докшитов и хотят быть на них похожими. Буддисты считают, что докшиты приняли учение Будды и теперь нападают только на врагов жёлтой веры; остальные монголы относятся к этому мнению скептически.

Вообще духи-хранители местности бывают, конечно же, не только яростно-воинствующими. О так называемом "мелком народце" у меня есть целая статья. "Мелким" этот народ называется отнюдь не из-за размеров или слабости.) Даже самые доброжелательно и спокойно настроенные сущности этого ранга вполне способны ощутимо навредить обидчикам.

Другой значимый типаж, тоже играющий огромную роль в монгольской мистической истории - это хубилганы или "перерожденцы". Не обманывайтесь этим термином; на самом деле с монгольской точки зрения перерождаются все - рано или поздно души людей возвращаются из мира мёртвых на землю. Хубилганы отличаются тем, что они приходят в людские тела не из мира мёртвых, а из реальности духов. То есть это изначально аборигены той стороны, которые за какими-то своими целями решили вдруг воплотиться людьми и попробовать прожить человеческую жизнь. Обычно результат как минимум незауряден. Хубилганы могут как прожить одну жизнь для выполнения конкретной цели, так и возвращаться в мир живых снова и снова.

Множество начинающих практиков и младенцев от магии (этот статус не зависит от возраста) искренне полагают себя если не воплощениями богов, то вот этими вот хубилганами. Конечно же, зря, хоть со стороны это выглядит крайне забавно.

Перерожденца легко отличить в толпе людей - если, конечно, он этого сам желает, и если вы умеете считывать незаурядную энергетику. Они упомянуты во многих хороших литературных произведениях. Увы, их не настолько много, как хотелось бы некоторым практикам - но и без их огромного количества мир достаточно живописен и гармоничен.

Самый известный, наверное, хубилган - это, конечно же, Гэсэр, великий Гэсэр-хан. С ним удивительно то, что он даже не "нижний" дух, а полноценный тэнгерин, более того - сын самого Хормусты, в некой древности решивший пожить на земле ради спасения людей и воплотившийся в бедной монгольской семье. Про приключения Гэсэра, он же Джор, он же неунывающий Сопляк Цзуру, сложена чёртова уйма историй; монголы его очень любят. Он был хитрец, трикстер и стратег, настоящий монгольский герой, натворил много добрых дел и заложил основы степной культуры и государственности.

Надеюсь, все узнали прототип лукьяненковского Гесера из серии книг о Дозорах?) Также хубилганьство приписывают таким историческим личностям, как Екатерина Великая и, конечно, далай-лама.

-3

Продолжение следует! ^ ^

~

Под заголовком моего канала есть удобные подборки, делящие статьи по разным темам.

О том, что нужно для моих консультации, расклада на Таро и обучения, читайте здесь.
Связаться со мной, чтобы задать вопрос онлайн или записаться на консультацию, можно, написав мне личное сообщение вконтакте или на почту tishevska.alma@gmail.com.
Моя группа вконтакте:
https://vk.com/ignis_vulpes_tarot
Увидимся! ; )