Город Вельск один из немногих городов Архангельского Севера, который на протяжении веков смог сохраниться как административный центр, не потеряв городской статус. Таким положением могут похвастаться ещё Каргополь, Шенкурск, Мезень и Онега. Некогда знаменитые северные уездные центры Холмогоры, Пинега, Кеврола, Емецк, Красноборск, Сольвычегодск и Яренск за последние столетия потеряли или статус города, или административное значение. Так например, бывший центр большого Кеврольского уезда – Кеврола (Кевроль) – превратился в небольшую деревню Пинежского района. Но Вельску исторически повезло. Получения статуса уездного города в конце XIX века и проведение железнодорожной ветки в 40х годах XX века позволило экономически развиваться городу. Вельский район является одним из сельскохозяйственных, промышленных и образовательных центров Архангельской области. К такому положению город шел долго и трудно.
Когда точно появилось поселение в месте, где сейчас расположен город неизвестно. Можно предположить, что заселение реки Вель при впадении её в Вагу, как части Важской земли, происходило на раннем периоде древнерусской колонизации Севера. К XII веку там уже было несколько славянских поселений с новгородским погостом для сбора пошлин и дани. В Грамоте князя Святослава Ольговича 1137 года о сборе пошлины в казну Новгородского Софийского собора (резиденция новгородского епископа) упоминается погост «у Вели» с которого взимают «два сорочька». Сорочек – денежно-весовая мера в виде слитка из сплава меди и олова (2,73 г.), который соответствовал более распространенному арабскому дирхему. На Руси дирхемы именовались кунами, из них складывалась известная древнерусская монета – золотая или серебряная гривна. Два сорочка была обычная пошлина с заволочских погостов. Кроме этого, грамота говорит, что данная территория уже в первой половине 12 столетия входила в земли Великого Новгорода.
Следующее упоминание о Вельске, встречается через два века. В середине XIV века в Двинской земле появляется крепость Орлец. Её основатели провели неудачную попытку отделения Подвинья от Новгорода. Попытка закончилась неудачей, но около 50 лет волости на Северной Двине были самостоятельными. Ослаблением Новгорода решил воспользоваться московский великий князь Василий Димитриевич. В 1397 году он склонил двинян принять его подданство. Заодно он завоевал Поважье и направил в Вельский погост, для управления и сбора дани с Важской области, своего наместника князя Федора Ростовского. В 1398 году Новгородцы послали войско для возврата своих земель. Восьмитысячное новгородское войско огнем и мечом прошло по Белозерским землям, разорило Устюг, стерло с лица земли Орлец, новгородцы с боем вернули себе Поважье и Подвинье. В том числе была возвращена и Вельская волость. Московские силы были разбиты. С московских купцов была собрана дань. А князя Федора, после того как он вернул все награбленное ранее, отпустили к великому князю.
В 1462 году Поважье отходит к Великому княжеству Московскому. Переход не был мирным. Раскопанное археологами Вельское городище в 5 км от современного города говорит, что деревянная крепость была взята штурмом. Раскопки проходили в 1978, 1983—1986 годах. По мнению ученых городище может быть усадьбой наместника новгородского митрополита, т.к. была найдена печать «владычного наместника» Артемия Дементьевича (вторая половина XV века). Таких укрепленных усадьб новгородских феодалов (бояр и наместников) было много по Заволочью и, вероятно всего, все они были уничтожены московской ратью. Окончание войн между Новгородом и Москвой за земли Заволочья дали северу возможность для экономического развития. С XV века при Вельском погосте начинает складываться посад –торгово-промышленная часть города. В 1550 году погост уже именуется Вельским посадом.
По мнению историка-краеведа М. Мясникова, в середине XVI века Вельский посад приобретает статус средневекового города. Но начавшееся развитие быстро пришло в упадок. Причиной этого стало бесконтрольное управление московских кормленщиков – бояр, которым за заслуги перед государем давалась земля «на кормление». Такое хозяйничанье, где из местного населения выжимались все соки, привело к бегству посадского населения и запустению посадов. Оставшиеся население переживало ещё большие тяготы т.к. им приходилось платить ещё больше налогов. И за себя, и за тех кто ушел. Такое положение было везде по Руси, где волости отдавались на кормление приближенным царя.
Жалобам Псковской летописи вторит челобитная, поданная в начале 1550-х годов посадскими людьми Важского уезда совместно с становыми и волостными крестьянами: «На Шенкурье и в Вельску на посадех многие дворы, а в станех и в волостех многие деревни запустели от прежних... важеских наместников, и от их тиунов, и от доводчиков и от обыскных людей» — в частности, потому, что «от того насильства и продаж и татеб» люди с посадов «разошлись по иным городам», а иные «безвестно разбрелись нарознь».
Бахрушин С.В. Научные труды. Том I. с. 206
В этом столетии Вельский посад был жалован по духовному завещанию: в 1504 году царем Иоанном III своему сыну Василию, в 1572 г. - Иоанном IV сыну Ивану, а в 1591 году царь Феодор Иоаннович пожаловал Вельский погост боярину Борису Феодоровичу Годунову.
В 1613 году Вельский посад стал центром одноименного стана в составе Верховажской четверти Важского уезда. В сентябре того же года польско-литовские интервенты разорили город. Разгул литовцев и черкесов на Севере длился несколько лет и принес много бед.
Были на Двине воеводы: стольник князь Петр Ивановичъ Пронской да Мосей Федоровичи Глебов, да дьяк Василей Яковлев сын Ларионов ... Слышаху же сии воеводы и двинские жители, что в Важеской уезд набежали многие воры польские и литовские люди и русские изменники ис под Москвы и из ыных многих русских городов по взятии Москвы русскими людьми и на Ваге и в уезде многих мучаху, побиваху и животы их грабляху, и никому проходу и проезду из города в город не давали, и в Двинской уезд в Емецкой стан въезжали и многих крестьян побиваху и грабляху, и хотяху приити на Колмогоры безвестно и двинян побити.
Двинской летописиц
Восстановление северной земли растянулось на десятилетия. Только в 1631 году новгородский митрополит Киприан, повелел священнику Вельского посада Тимофею Дмитриеву освятить отстроенные после литовского разорения храмы. В 1682 году по переписи писцов Федора Караулова и подъячего Алимпия Хрущова в Вельском посаде было три церкви: в честь Пресвятой Троицы, святителей Афанасия Александрийского и Иоанна Милостивого. Кроме храмов в посаде находилось 18 посадских оброчных дворов, а 9 дворов и 9 дворовых мест были пустые. До второй половины XVIII века Вельский посад оставался небольшим поселением. Так в 1773 году там проживало всего 84 человека. Всего было 13 дворов, из которых 7 были церковными и только 6 посадскими. Но зато в округе, в деревнях приписанных к Вельскому приходу, было 128 дворов (762 душ муж. и жен. пола). Импульсом для дальнейшего роста стало учреждение Вельского уезда.
25 января 1780 года по указу имп. Екатерины II была реорганизована Архангелогородская губерния. Было образовано Вологодское наместничество, которое делилось на три области: Вологодскую, Великоустюгскую и Архангельскую, с делением на 19 уездов. Важский уезд был разделен на Шенкурский уезд (остался под управлением Архангельска) и Вельский уезд, который отошел к Вологодской области наместничества. При открытии Вологодского наместничества, 30 июня 1780 года, семь населенных пунктов области получили официальный статус города. Среди них был и Вельск, как центр нового Вельского уезда. 2 октября того же года был по Высочайшему повелению учрежден герб уездного города: «В первой части герб Вологодский. Во второй части дёгтем наполненная бочка в золотом поле — в знак, что обыватели сего города оным производят знатный торг». Важская область славилась смолокуренным промыслом - издревле добывая смолу, скипидар и дёготь. А в XIX веке Вельск стал ещё и центром льняного производства. Дальнейшее развитие города Вельска было уже связано с советской эпохой.
Источники:
Бахрушин С.В. Научные труды. Том I. Очерки по истории ремесла, торговли и городов русского централизованного государства XVI-начала XVII в. Москва. Издательство Академии Наук СССР. 1952г. 264 с
Степановский И.К. Вологодская старина (историко-археологический сборник). Вологда, 1890
Исторические сведения о городе Вельске: (Собранные из древних летописей, старинных книг и архивных бумаг М. Мясниковым) [1397-1780] // ВЕВ.-1883.-№20. Прибавления.-С.365-372
Если вам понравилась статья – поддержите канал об истории Русского Севера поставив лайк и подписавшись на него, что бы не пропустить новые публикации