Подготовили подборку книг для эйчаров, руководителей и владельцев бизнесов о поиске персонала, выстраивании команды и управлении сотрудниками.
Часть 1. Нестареющая классика
В сегменте бизнес-литературы, посвящённой HR, есть свои гуру, чьи книги долгие годы держатся в списках бестселлеров, успешно проходя проверку временем. Вот пять из них.
«Не работайте с муд***ми»
Роберт Саттон
Книга с провокативным названием, известная даже тем, кто не имеет никакого отношения к управлению персоналом. Её автор учит, как распознать сотрудника, чьи личные качества вредят коллективной работе; объясняет, почему видимые достоинства таких работников нивелируются их недостатками; рассказывает, какой должна быть эффективная и проактивная корпоративная культура и что такое здоровая рабочая атмосфера.
«Как сдвинуть гору Фудзи»
Уильям Паундстоун
Паундстоун дважды номинировался на Пулитцеровскую премию как журналист. Но в бизнес-литературе он известен как автор книг «Достаточно ли вы умны, чтобы работать в Google?», «Как сдвинуть гору Фудзи», «Найти умного. Как проверить логическое мышление и творческие способности кандидата» и «Камень ломает ножницы. Как перехитрить кого угодно. Практическое руководство».
В каждой из них вы найдёте интереснейшие головоломки и сложные задачки, с помощью которых можно оценить как профессиональные компетенции, так и софт скилы потенциальных сотрудников. Используйте их на собеседованиях, а лучше — научитесь сами придумывать подобные задания.
«Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час»
Светлана Иванова
Гуру HR в России — Светлана Иванова, бизнес-тренер и автор двух десятков бестселлеров. В этой книге вы найдёте универсальную методику оценки и подбора персонала и инструменты, с помощью которых сможете адаптировать её под свою сферу бизнеса. Из других книг автора вы узнаете, как мотивировать сотрудников, в том числе нематериально; как развивать потенциал работников; как выращивать квалифицированные кадры из новичков и многое другое.
«Главный учебник HR в мире»
Майкл Армстронг
Библия стратегического управления человеческими ресурсами. Автор рассматривает все аспекты управления персоналом начиная с концепции и заканчивая отдельными инструментами. Итогом прочтения этой книги станет умение разрабатывать собственную HR-стратегию на основе стратегического анализа.
«Управление жизненным циклом корпораций»
Ицхак Адизес
Доктор Адизес — основатель топового консалтингового института, бизнес-тренер и специалист в области эффективного управления бизнес-процессами с более чем сорокалетним опытом. В этой книге изложена авторская теория жизненных циклов компаний, суть которой — сравнение предприятия с живым организмом, проходящим стадии рождения, детства, взросления, старости и смерти, а также болезней, кризисов и так далее. Автор не только описывает каждую стадию цикла, но и объясняет, как помочь компании пройти их максимально безболезненно и как «омолаживать» её ради «вечной жизни».
Часть 2. Рабочие инструменты эйчара
В этой части подборки — несколько книг, дающих практические советы по отдельным областям HRM.
«Методы проведения интервью. Интервью по компетенциям»
Ребекка Боуз, Дайза Байноу
Здесь вы найдёте проверенные методики отбора кандидатов, советы по проведению интервью и методологию оценки соискателей. Настольная книга рекрутера, которая учит качественно и быстро находить персонал.
«Заряженные на результат. Культура высокой эффективности на практике»
Нил Доши, Линдси Макгрегор
Авторы учат выстраивать корпоративную культуру с нуля, а также объясняют, как оценить имеющуюся и внести изменения, чтобы улучшить её. Основываясь на передовых психологических исследованиях, книга даёт ключ к повышению эффективности бизнеса.
«Ценный кадр. Как построить эффективную систему обучения в компании»
Константин Мальцев
Из этой книги вы узнаете, что такое карьерный план сотрудника и зачем он нужен; поймёте, как работать с системой грейдов; научитесь подбирать тренинги и курсы для работников и изучите фундаментальный подход к методикам обучения сотрудников, чтобы эффективно использовать бюджеты и выращивать суперпрофессионалов.
«Подбор и найм персонала. Кто? Решите вашу проблему номер один»
Джефф Смарт, Рэнди Стрит
Авторы подробно рассматривают, к чему могут приводить ошибки рекрутинга, и предлагают конкретные решения, опробованные успешными топ-менеджерами и владельцами многомиллиардных бизнесов.
«Слушать нельзя указывать. Альтернатива жесткому менеджменту»
Эдгар Г. Шейн
Эдгар Шейн — основоположник организационной психологии. В своей книге он учит выстраивать коммуникацию с сотрудниками, основанную на уважении и заинтересованности. А также объясняет, в чём преимущества данного подхода.
Часть 3. Разные подходы к разным людям
Из этих книг вы узнаете, чем представители разных поколений отличаются друг от друга и как найти подход к каждому из них, а также как управлять сотрудниками, не вписывающимися в стандартные рамки.
«Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык»
Дэвид Стиллман
Ещё совсем недавно эйчары и руководители искали подходы к миллениалам, способные заинтересовать чем-то кроме стабильности и достойной оплаты. А сегодня уже новое поколение бросает новый вызов. Кто они, родившиеся между 1995 и 2012 годами? Что им нужно? Как мотивировать их и как ими управлять? Обо всём этом — в книге Дэвида Стилмана.
«Не всем достанется приз. Как управлять поколением Y»
Брюс Тулган
Брюс Тулган — основатель и глава компании Rainmaker Thinking, специализирующейся на исследованиях по менеджменту и корпоративном обучении. В этой книге он развеивает мифы о миллениалах, а именно они продолжают составлять большинство трудоспособного населения сегодня.
«Сложные подчинённые. Практика российских руководителей»
Максим Батырев
Автор проанализировал более двух тысяч кейсов и составил список из пятнадцати самых распространённых типов «трудных» работников — от опоздунов и безынициативных до выгоревших и нарциссов. В своей книге он рассказывает, как найти подход к каждому из них, а также — в каких случаях этот подход в принципе стоит искать, а когда остаётся только уволить.
Часть 4. Истории успеха
Ничто не мотивирует так, как истории успеха. А если они подкреплены практическими советами и разбором ошибок — то это настоящие учебники по успеху.
«Корпоративная культура Toyota: уроки для других компаний»
Джеффри К. Лайкер, Майкл Хосеус
Адресаты этой книги — руководители и менеджеры крупных компаний. Авторы рассказывают об основных ценностях корпоративной системы Toyota: бережном отношении к человеческим ресурсам, постоянном совершенствовании, внимании к результату и процессу, стремлении разобраться в сущности проблем. А также объясняют, как всего этого можно добиться.
«Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks»
Бехар Говард
В книге сформулированы десять основных принципов лидерства, ориентированного на человека. Автор подробно разбирает их, приводя примеры из истории мировой сети кофеен Starbucks.
«Я создала бизнес. Баланс между семьёй и любимым делом»
Дарья Манелова и Наталия Франкель
Основная тема книги — это личностный рост руководителя и советы по основанию и ведению бизнеса, а также руководству персоналом, составленные женщинами для женщин. Но интересна она будет каждому, кому не хватает мотивации и уверенности в себе.
Часть 5. Занимательное чтение
И завершим подборку книгами, которые не только предлагают рабочие инструменты, но и дарят удовольствие от чтения, расширяют кругозор и предлагают пищу для размышлений.
«Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ»
Дэниел Гоулман
Автор расскажет, что такое эмоциональный интеллект, как развить его, чем он может помочь в построении карьеры и как научиться контролировать эмоции.
«Всемирная история кадровой индустрии»
Татьяна Баскина
Название говорит само за себя. Это подробный экскурс в прошлое — к истокам кадрового дела, а также взгляд в его будущее. И множество интересных фактов, о которых вы, возможно, даже не подозревали.
«Принципы. Жизнь и работа»
Рэй Далио
Рэй Далио — основатель крупнейшей инвестиционной компании Bridgewater. Он входит в списки ста самых влиятельных людей планеты по версии Time и ста самых богатых людей в мире по версии Forbes. В своей книге, написанной на склоне лет, он изложил собственные жизненные и рабочие принципы, благодаря которым добился успеха.
«HR-квест: как сделать сотрудников адвокатами бренда»
Михаил Воронин и Дарья Кабицкая
Это уникальная в своём роде книга — бизнес-роман, в котором с увлекательным сюжетом соседствуют реальные бизнес-кейсы.
«7 навыков высокоэффективных людей»
Стивен Кови
Это книга о психологических аспектах, особенностях личностного роста и развития людей разных темпераментов. А также о том, как выстроить корпоративную культуру и процессы обучения так, чтобы высокоэффективным мог стать каждый сотрудник.
Иллюстрации: Георгий Вишневский