Найти тему
Primavera

Павел Овчинников - серебряных и золотых дел мастер

Великолепный позолоченный серебряный чайно-кофейный сервиз, Овчинников, Москва, 1870-1871 гг.
Великолепный позолоченный серебряный чайно-кофейный сервиз, Овчинников, Москва, 1870-1871 гг.

Павел Акимович Овчинников, родом из крестьян, крепостной князя Волконского. Двенадцатилетним подростком был отправлен хозяином для развития художественных способностей в Москву, в мастерскую по производству золотых и серебряных изделий, принадлежавшую его брату Он прошел путь от ученика до золотых дел мастера. Получив вольную, Павел женился и на приданое жены организовал в Москве собственную фирму золотых и серебряных изделий.

Овчинников Павел Акимович (1830-1888)
Овчинников Павел Акимович (1830-1888)

К 1870 году на фабрике работало девяносто мастеров, она приносила доход более 250 тысяч рублей в год и стала одним из главных ювелирных предприятий Москвы. Изделия фабрики Овчинникова отличались ярко выраженным национальным дизайном и высоким качеством изготовления.

Первые годы фабрика Овчинникова выпускала предметы для богослужений, позже фирма стала производить предметы бытового назначения: столовое серебро, сервизы, сахарницы, наборы для вина, братины, ковши, пресс-папье, портсигары, чернильные приборы, шкатулки, скульптурные группы.

Ювелирное производство Овчинникова неоднократно являлось исполнителем крупных государственных заказов для императорского двора. С 1865 года фирма получила высочайший статус «придворной мастерской». В 1872 году предприятию было присвоено звание «поставщика Двора Его Императорского Величества». Продукция фабрики Овчинникова пользовалась большой популярностью не только внутри страны. Фирма завоевала и международную известность своими технически смелыми работами с эмалью, получив признание на Всемирных выставках 1893 года в Чикаго и 1900 году в Париже.

После смерти Павла Акимовича в 1888 г. дело продолжили его сыновья: Михаил, Александр, Павел и Николай.

Михаил Павлович, возглавлял петербургское отделение фирмы, стал старшим в деле. Александр Павлович руководил фабрикой и магазином в Москве. Весомый вклад в развитие семейного дела внесли и личные достижения братьев: Михаил Павлович продолжительное время являлся бессменным членом Совета императорского Строгановского училища. Это же учебное заведение в 1886 году с отличием окончил его брат Павел Павлович.

Во многом изделия мастеров Овчинникова являлись законодателями моды, зачастую не только продолжая сложившиеся традиции, но и формируя новые тенденции серебряного и золотого дела второй половины ХIХ и начала ХХ веков.

Большой серебряный сервиз князя Сергея Голицына в стиле русского рококо. Овчинников, Москва, 1887 г.
Большой серебряный сервиз князя Сергея Голицына в стиле русского рококо. Овчинников, Москва, 1887 г.

Сервиз был изготовлен для князя Сергея Михайловича Голицына, который был единственным сыном богатого коллекционера произведений искусства, библиофила и дипломата князя Михаила Голицына (1804-1860) и княгини Марии Долгорукой (1822-1907). Сергей Михайлович родился в Париже в 1843 году и в возрасте 17 лет унаследовал обширную коллекцию произведений искусства и поместье своего отца, в том числе библиотеку из более чем 20 000 томов. Следуя воле отца, он основал в Москве Музей Голицына, один из первых музеев западноевропейского искусства в России. Эрмитаж приобрел всю коллекцию Голицыных в 1886 году.

Изысканный позолоченный чайно-кофейный сервиз из серебра и черни. Овчинников, Москва, 1874 г.
Изысканный позолоченный чайно-кофейный сервиз из серебра и черни. Овчинников, Москва, 1874 г.
Чайно-кофейный сервиз с позолотой и чернью, Павел Овчинников, Санкт-Петербург, 1868 г.
Чайно-кофейный сервиз с позолотой и чернью, Павел Овчинников, Санкт-Петербург, 1868 г.
Центральное украшение  для стола из серебра с позолотой и выемчатой эмалью, ножка опирается на шесть колонн и поддерживает чашу и двенадцать рюмок из клюквенного, по бокам стоят еще два стакана на ступенчатом постаменте. Овчинников, Москва, 1875 г.
Центральное украшение для стола из серебра с позолотой и выемчатой эмалью, ножка опирается на шесть колонн и поддерживает чашу и двенадцать рюмок из клюквенного, по бокам стоят еще два стакана на ступенчатом постаменте. Овчинников, Москва, 1875 г.
Центральное украшение для стола из серебра с позолотой и выемчатой эмалью. Овчинников, Москва, 1875 г.
Центральное украшение для стола из серебра с позолотой и выемчатой эмалью. Овчинников, Москва, 1875 г.
Письменный прибор из мрамора, хрусталя и серебра. Овчинников, Санкт-Петербург, 1896 г.
Письменный прибор из мрамора, хрусталя и серебра. Овчинников, Санкт-Петербург, 1896 г.
Братина из серебра с позолотой. Овчинников, Москва, 1878 г.
Братина из серебра с позолотой. Овчинников, Москва, 1878 г.
Шкатулка в форме яйца из серебра, украшенная перегородчатой и выемчатой эмалью. Овчинников, Москва, 1882 г.
Шкатулка в форме яйца из серебра, украшенная перегородчатой и выемчатой эмалью. Овчинников, Москва, 1882 г.

Овальная шкатулка была заказана как подарок на двадцать пятую годовщину свадьбы. Об этом говорит фигурка сидящего путти, держащего цветочный венок с золотыми римскими цифрами XXV.

Дубовая шкатулка для украшений, отделанная серебром и драгоценными камнями, в стиле терема XVI-XVII века. В крышке имеется потайное отделение, внутренняя часть обита тканевой подкладкой. Овчинников, Москва, 1908-1917 гг.
Дубовая шкатулка для украшений, отделанная серебром и драгоценными камнями, в стиле терема XVI-XVII века. В крышке имеется потайное отделение, внутренняя часть обита тканевой подкладкой. Овчинников, Москва, 1908-1917 гг.
Серебряное блюдо в стиле Trompe L'oeil в виде плетеной корзинки, накрытой салфеткой. П. Овчинников, Москва, 1872 г.
Серебряное блюдо в стиле Trompe L'oeil в виде плетеной корзинки, накрытой салфеткой. П. Овчинников, Москва, 1872 г.
Серебряная кружка с крышкой, позолоченная, с узором из пышной растительности и пейзажем. Крышку венчает литой наконечник в виде охотника с собакой. Павел Овчинников, Москва, 1866 г.
Серебряная кружка с крышкой, позолоченная, с узором из пышной растительности и пейзажем. Крышку венчает литой наконечник в виде охотника с собакой. Павел Овчинников, Москва, 1866 г.
Серебряный кувшин в «японском стиле». Павел Овчинников, Москва, 1882 г. Кувшин по стилю напоминает изделия из серебра американских фирм Ttiffany и Gorham конца XIX века.
Серебряный кувшин в «японском стиле». Павел Овчинников, Москва, 1882 г. Кувшин по стилю напоминает изделия из серебра американских фирм Ttiffany и Gorham конца XIX века.
Серебряная солонка в виде лебедя. Овчинников, Санкт-Петербург, конец XIX века.
Серебряная солонка в виде лебедя. Овчинников, Санкт-Петербург, конец XIX века.
Серебряная солонка с позолотой и эмалью в стиле Trompe L'oeil в виде кулича на салфетке поверх блюдца. П. Овчинников, Москва, конец XIX века.
Серебряная солонка с позолотой и эмалью в стиле Trompe L'oeil в виде кулича на салфетке поверх блюдца. П. Овчинников, Москва, конец XIX века.
Серебряный портсигар с позолотой и драгоценными камнями разной окраски и огранки, включая гранат, турмалин, сапфир и рубин. Овчинников, 1899–1903 гг.
Серебряный портсигар с позолотой и драгоценными камнями разной окраски и огранки, включая гранат, турмалин, сапфир и рубин. Овчинников, 1899–1903 гг.
Серебряная кружка Trompe L'oeil с сельским видом над имитацией бересты. Овчинников, Москва, 1867 г.
Серебряная кружка Trompe L'oeil с сельским видом над имитацией бересты. Овчинников, Москва, 1867 г.

Набор для специй из серебра и хрусталя, украшенная орнаментом в русском стиле. Овчинников, Москва, 1874 г.
Набор для специй из серебра и хрусталя, украшенная орнаментом в русском стиле. Овчинников, Москва, 1874 г.
Серебряное позолоченное блюдо в стиле Trompe L'oeil в виде корзинки из лозы с салфеткой. Овчинников, Москва, 1870 г.
Серебряное позолоченное блюдо в стиле Trompe L'oeil в виде корзинки из лозы с салфеткой. Овчинников, Москва, 1870 г.
Серебряная статуэтка. Овчинников, Москва, 1893 г.
Серебряная статуэтка. Овчинников, Москва, 1893 г.
Две серебряные чайницы с гравированным орнаментом. Овчинников, Москва, 1890 г.
Две серебряные чайницы с гравированным орнаментом. Овчинников, Москва, 1890 г.
Хрустальная ладья с серебряной оправой в виде фигурной группы «Бой Руслана с головой». П. Овчинников, Москва, 1908-1917 гг.
Хрустальная ладья с серебряной оправой в виде фигурной группы «Бой Руслана с головой». П. Овчинников, Москва, 1908-1917 гг.
Альбом с фотографиями в серебряной оправе, Павел Овчинников, Москва, 1899-1908 гг.
Альбом с фотографиями в серебряной оправе, Павел Овчинников, Москва, 1899-1908 гг.
Серебряно-позолоченная, украшенная перегородчатой эмалью икона Божией Матери «Радость страждущих». Москва, 1899–1908 гг. Углы иконы украшены яркими кабошонами на эмалевом орнаменте. Клейма Ивана Алексеевича Алексеева и Овчинникова как розничного продавца.
Серебряно-позолоченная, украшенная перегородчатой эмалью икона Божией Матери «Радость страждущих». Москва, 1899–1908 гг. Углы иконы украшены яркими кабошонами на эмалевом орнаменте. Клейма Ивана Алексеевича Алексеева и Овчинникова как розничного продавца.

Друзья, если вам интересно, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ

Больше информации о русских серебряных дел мастерах вы можете найти в статьях:

Приятного просмотра!

Приглашаю всех в мой магазинчик PRIMAVERA на Ярмарке Мастеров!