После романтической прогулки с Надей из «Иронии судьбы» и невероятной гонкой экспрессивных итальянцев, давайте повторим путь Данилы из фильма «Брат». Тот совершает ее по прибытию в город на Неве. Она и не романтическая, и не пейзажная. Ее вообще как-то трудно охарактеризовать, как и весь культовый фильм Алексея Балабанова.
Итак, Данила приезжает на Витебский вокзал Петербурга. Хотя фильм «начинается» в Приозерске и «брат» должен был бы по идее оказаться на вокзале Финляндском. Но ни один режиссер не устоит перед кинематографичностью Витебского вокзала, где сняты десятки лент. Да и приезжает Данила не на электричке, а на поезде дальнего следования. Таких на «Финбане» практически не встретишь.
Данила отправляется к брату. Но не сильно спешит и делает большой крюк, чтобы погрузиться в Город. Заметим, что многие открыточные виды сняты подчеркнуто с изнанки – это тот Петербург, который не сразу увидит турист.
Вот «маленькая Венеция» – Зимняя канавка и мост-галерея, соединяющая два здания Эрмитажа. Но Петербург 1997 года – совсем не Венеция.
Изнаночен и следующий вид, за которым герою Сергея Бодрова идти совсем недалеко. Это «Медный всадник», но снятый со стороны, извините, «хвоста». Так туристы не фотографируются.
Практически все в реальном времени, никаких «телепортаций», тут же Данила проходит и мимо Исаакиевского собора. Туристов нет, и собор закрыт.
Воды в этой прогулке много. Практически в каждом кадре обязательно река, мост, набережная с оградой. Наверняка первое, что поразило Балабанова, который приехал в Петербург из Свердловска – это не только и Нева, но и обилие рек, каналов, мостов.
Вот и дальше Данила проходит по самому известному петербургскому мосту – Аничкову, тот, что через Фонтанку.
А с Фонтанки – на Мойку. Данила явно не торопится к брату. К тому же он невнимателен. На бумажке у него написано «Мойка, 1», а он пытается застать брата по адресу «Набережная Мойки, 18» (табличка на доме). Сейчас этот дом со следами пожара в подворотне, как, впрочем, и весь Петербург, выглядит гораздо оптимистичнее.
Режиссер наделяет своего героя магической способностью войти в один дом, а оказаться уже в другом. Внимательные читатели в комментариях подсказали, что это парадная дома №19 по пр. Добролюбова. Кстати, на колонне, если присмотреться, что-то написано то ли про Адама, то ли про Адамини.
Именно это знаменитое здание имеет адрес «Мойка, 1». Редкий случай, когда киношный адрес топографически достоверен.
Жильё «Татарина» – это самая настоящая квартира режиссера Алексея Германа – первого учителя Балабанова, которую он предоставил для съемки. Но говорят, что мэтр перестал общаться с Алексеем Октябриновичем из-за фразы Данилы «я евреев как-то не очень».
При этом никто в подобных обзорах не обращает внимание на то, что единственный положительный герой - Немец! Это точка отсчёта для Данилы. А фамилия любимого учителя Балабанова - Герман, что и означает "немец". Да и созвучие фамилий: Герман - Гофман.
В одном из кадров жилища «Татарина» в окне виден Спас-на-Крови, который находится на другом от дома Адамини берегу Мойки.
Не застав дома брата, Данила продолжает свой вояж. Еще один канал (на этот раз Грибоедова), как оказывается, со сломанной оградой. Снова изнанка – Казанский собор с южной, противоположной от парадной северной стороны, выходящей на Невский.
В этой вневременной прогулке Данилу забрасывает совсем уж в другой конец исторического центра – к кинотеатру «Спартак» (Кирочная, ул., 8) - храм св. Анны. Музыкальный магазин, показанный в фильме – реальный, пользовавшийся спросом у меломанов.
Неприметная деталь – афиша кинотеатра (настоящая!) нарисована, как водилось в советское время, тушью от руки. В кино идет фильм … «Каток и скрипка» Андрея Тарковского, короткометражка 60го года. Какой насыщенной культурной жизнью жила культурная столица в «лихие 90е»!
Заблудившийся в огромном город Данила возвращается к тому месту, с которого началась его прогулка. Дворцовая набережная у Троицкого моста. Только с его парадной стороны. После рестроспективы главных водных артерий – Мойки, Фонтанки и Канала Грибоедова и даже Зимней канавки, наконец, в плане появляется Река.
Точно в то же место, у Зимней канавки, где началась прогулка, только со стороны набережной, Данила еще раз придет в конце фильма. Придет, перед тем как расстаться с Городом, который так и не принес ему счастья. Он, словно выполняя религиозный обряд, омоет руки и лицо.
Прав ли Данила? Вот главный вопрос фильма. Ответ в его же имени. В переводе с еврейского «Даниил» означает «Бог мне судья».
Невероятной по пространственно-временным параметрам прогулкой талант Алексея Балабанова схватывает и скручивает в завораживающую ДНК-молекулу Город, который уже не Ленинград, но еще и не Петербург. Город, который в 1997 году достигает какого-то странного пика в своем развитии. Впереди дефолт, ликвидация грузового трамвая, переход с CD на DVD, а потом и вовсе на «накачать из Интернета». Но все это пока в Городе есть, причем навсегда.
В этом магия бессмертного фильма.
Ах, да. Давайте оценим время и расстояние! Заметьте насколько компактен и логичен маршрут.
11 километров за 2,5 минуты. Неспеша гуляя по городу, по средней скорости Данила дал фору и Наде, и спасавшимся ото льва итальянцам.
Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части.
Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru
Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook
Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL
Спасибо!