После покорения Константинополя (1453) султан Фатих Мехмет назначил своего близкого друга Хызыра Челеби верховным судьей Стамбула. И неожиданно для себя получил повестку в суд в запредельно «дерзкой» форме: «Мехмет, сын Мурата, тебе велено явиться в дом правосудия!», тогда как закон обязывал обращаться к султану в соответствии с его высочайшим именем - «Ас-султан Ибнус-султан эль-Гази Абуль-Фатх Хан-и Сани».
Истцом выступил некий византийский зодчий, которому было поручено строительство мечети по уже готовому архитектурному плану, утвержденному самим султаном. Зодчий внес изменения в расположение мраморных столбов с целью повышения устойчивости здания, что отрицательно сказалось на изяществе внешнего облика мечети. Разъяренный султан увидел в этом скрытую диверсию против ислама со стороны христианского подданного, обвинив его в преднамеренном нанесении эстетического урона архитектурному сооружению, и приказал отрубить руку.
По закону, обращаясь к султану, можно было говорить только стоя, и таким же образом, когда султан обращался к кому-либо, тот должен был слушать правителя стоя, опустив взгляд на землю. В суде Хызыр Челеби говорил с султаном сидя, а султану разрешил говорить только стоя, демонстрируя равенство всех жителей империи перед шариатским судом.
Суд приговорил султана к наказанию, равноценному ущербу потерпевшего, то есть ему должны были отрубить руку. На что он сказал: «Рука, отсеченная справедливостью шариата, не испытает боли!». Палач поднял свой топор над головой и повернулся на судью за «отпускным» кивком – все оцепенели. Зодчий с оглушительным криком «Стооой!» пал ниц перед судьёй и, захлёбываясь в рыданиях, стал просить отмены приговора. Судья удовлетворил просьбу истца. Отсечение руки заменили материальным содержанием семьи зодчего.
Султан Фатих Мехмет приблизился к Хызыру Челеби, достал из-под одежды запрятанную саблю и промолвил следующее: «Перед тобой стоит твой правитель и близкий друг. Несмотря ни на что, ты встал на стражу Справедливости. Будь уверен, что в противном случае, я бы отрубил тебе голову в сию же секунду». Показав на висящую на стене булаву, судья выдал «паритетный» ответ: «Если мой султан, пользуясь своим высоким положением, попытался бы избежать справедливого наказания, то я немедленно проломил бы ему голову!».
Потрясенный произошедшим, зодчий произнес шахаду (слова свидетельства веры) и стал мусульманином.
Вывод: в XV веке в Османской империи принцип разделения властей уже применялся на практике и был доведен до совершенства задолго до появления теоретических трудов Джона Локка и Шарля Луи Монтескье.
Уверен, вам понравится моя статья "Изначальной религией человечества было единобожие (теория прамонотеизма)". Нажмите на ссылку и наслаждайтесь чтением.