Было такое золотое время в парижской Гранд-Опера, когда каждая этуаль была яркой индивидуальностью, своеобразной, узнаваемой и незабываемой. Это вторая половина 20 в, время Нуреева в Гранд-Опера и до конца нулевых, когда мои любимые исполнители один за другим сошли со сцены. Вы, конечно же, слышали эти имена - Лоран Илер, Сильви Гиллем, Орели Дюпон, Мануэль Легри.....
Сейчас я хочу немного рассказать о балерине, вызывающей у меня самые теплые чувства и большую симпатию, о Мари-Аньес Жило.
Впервые я увидела ее в документальном фильме о Майе Плисецкой - фрагмент репетиции вариации Одиллии. Я тогда подумала: ну до чего высоченная, широкие плечи, спина! И в то же время... красивая.
В 15 лет Мари-Аньес уже стала артисткой кордебалета Гранд Опера - беспрецедентный случай, в 18 получила сертификат преподавателя, а в 29 стала этуалью. Огромное количество партий, ведущие роли в театре, классика и современная хореография, мода, международные проекты.. Впрочем, всего этого могло и не быть.
Она родилась в 1975 г. в семье бухгалтера и физиотерапевта, в 9 лет отправилась в школу балета, а в 12 лет за год выросла на 12 см, и у нее выявили двойной сколиоз. Боясь последствий операции и потерять место в школе Мари-Аньес в течение 6 лет тайно носила специальный корсет. Снимала она его только во время танца.
В первые годы сольных партий не было. Будущая этуаль даже улетела в США, в труппу New Your City Ballet, попытать счастья там, однако Мануэль Легри уговорил ее вернуться обратно, после чего ей стали давать больше ролей.
Меня умиляет строгая иерархия и порядок в главной французской балетной труппе. Сначала идут Quadrilles, потом Coryphées, за ними Sujets, потом Premiers danseurs, и высшая ступень - Etoiles. Перепрыгивать нельзя, чтоб подняться повыше нужно проходить специальные просмотры, а строго в 42 сцену необходимо покинуть. Этуалям в этом случае полагается прощальный спектакль, который они, как и партнера, имеют право выбрать сами.
Мари-Аньес прошла все эти ступени, постепенно начала танцевать современную хореографию - Матс Ек, У. Форсайт начали ставить специально для нее. Огромный успех ей принес балет "Знаки" (хор. Каролин Карлсон) в 2004 г. Опять же, впервые в истории Гранд Опера звание этуали было присвоено за исполнение современной хореографии.
Прощание со сценой состоялось в 2018, в балете Пины Бауш "Орфей и Эвридика", и это был легендарный вечер, собравший всех живых символов мирового балета.
В ее жизни всегда было множество разных проектов, кроме танца. Собственная хореография, сотрудничество с исполнителями хип-хопа, модные показы и съемки, участие в телепроектах, в социальных проектах - защита детей, женщин, борьба со СПИДом, раком и женскими болезнями.
Жило из тех, кто может просто сидеть на сцене и бесконечно удерживать на себе все внимание. Сколько магнетизма в ее кошачьем взгляде, сколько магии в движениях.. Необычайно метко выразился Dance Magazine: "powerfully athletic and spiritually enraptured." Да, мощное атлетичное тело, и необычайная духовная наполненность. Рост Жило по различным данным от 173 до 181. Я где-то слышала, что 179. Да еще сколько пуанты добавят! А искривление позвоночника никуда не ушло, будучи еще заметнее на стройном худощавом теле. Стать тем, кем она стала с ее данными - это действительно судьба, подвиг и сила духа. Если бы не ее талант, одаренность, предназначение...
Те же проблемы со спиной в свое время появились и у меня, я тоже высокая - мы, наверное, одного роста, и у меня тоже проблемы с осанкой, спиной. Осознавая все это даже в свои 8-10 лет я не стремилась пойти в балет профессионально, трезво оценивала свои данные. Позже увидела, что многие преодолевают подобные проблемы и танцуют.
Жило органична в самых разных стилях. В усложненной хореографии Лакотта, в Раймонде Нуреева с ее хлопками в вариации (да. они всех нас смущают, но так поставлено:)), в "Юноша и Смерть" Ролана Пети, в "Болеро" Бежара, в хореографии Бауш и МакГрегора...
Андрогинная, властная, ненасытная..Как же я люблю их дуэт с Николя Ле Риш в балете "Юноша и Смерть"! Длинные сильные ноги, дерганые нервные, "слепые" движения головой, выдающие ее нечеловеческое происхождение, руки хищной птицы...
В ней все крупно, чрезмерно, но ничто не режет глаз. И она красива всегда. Будь то пачка или длинное платье с широченной юбкой, классический балет или фотоссессия - на нее хочется смотреть еще и еще.
Вот такой красивый клип был сделан к 14 февраля вместе с действующим этуалем Хьюго Маршаном:
А это прощальный клип 42-летней балерины. Артур Аша (arthur h.) с песней «La Boxeuse Amoureuse».
...Много получилось текста, но удалось ли рассказать главное?