Найти в Дзене
С искусством по жизни

Что с0сут художники, или как Сальвадор Дали над детьми потешался. Интересные факты о Чупа-Чупс, которые вас удивят!

Оглавление

Казалось бы, что общего может быть у компании, выпускающей карамель на палочке и эксцентричного сюрреалиста? На первый взгляд - ничего! Но это далеко не так.

Давайте разбираться! 😉
У Дали со знаменитой конфетой на палочке много общего
У Дали со знаменитой конфетой на палочке много общего

Чупа-Чупс появился в Испании в 1958 году. Знаменитую на весь мир конфету придумал кондитер Энрик Бернат.

По одной из версий, на создание леденца на палочке итальянца вдохновила случайность: однажды он стал свидетелем следующей сцены - мать ругала ребенка за то, что он испачкал руки растаявшими сладостями. Тогда-то предприимчивому молодому человеку пришла в голову идея о том, что было бы здорово создать конфету, которую можно было бы есть как будто с вилки.

Первые прототипы чупа-чупсов выпускались именно на маленьких металлических вилочках, и назывались весьма прозаично: "карамель с вилкой". Продавался такой эксклюзив исключительно в магазинчике Берната. Позже в целях экономии и практичности, вилки были заменены на деревянные палочки.

Инновационная карамелька была дорогой по сравнению с аналогичными сладостями, но быстро начала пользоваться огромным спросом: молниеносно продажи конфет на палочке начали составлять 200 тысяч штук в день. Бернат рассудил, что продукт с таким оборотом неплохо было бы вывести на международный рынок. И не прогадал!

-2
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:
Мадонна, Майкл Джексон, Принц, Шэрон Стоун, Мишель Пфайфер, Сергей Собянин, Валерий Кипелов, Тим Бёртон, Алек Болдуин и многие другие известные люди появились на свет именно в этом году.

Головокружительный успех

Первоначально конфеты назывались «Гол», очевидно, из-за схожести с футбольным мячом (Бернат был футбольным болельщиком). А свое нынешнее название они получили благодаря своей же рекламной песенке, которая быстро стала популярна у детей: «Chupa, Chupa el Chupa Chups» (с испанского "chupar" переводится как "сосать"). Приходя в магазин за леденцом на палочке, дети все чаще стали стали просить не "Гол", а «Чупа-чупс», так что конфеты пришлось переименовать.

Леденец стал настолько популярным, что, получив все права на компанию, Бернат ликвидировал остальные 200 разновидностей сладостей, сосредоточив всю деятельность бренда только на "Chupa Chups".

Первыми семью вкусами карамели, выпускаемой на фабрике, стали: клубника, апельсин, лимон, клубника со сливками, шоколад-ваниль, крем-кофе и мята. А клубника и клубника со сливками, до сих пор остаются наиболее популярными конфетами во всем мире.

Кстати, именно Бернат первым придумал новый маркетинговый ход, предложив магазинам выставлять леденцы на продажу в кассовой зоне на высоте, доступной детям, а не на полках за прилавком, как это было принято в те годы.

-3

Конец 1960-х годов стал для компании очень значимым. Деревянную палочку заменили на пластиковую, которая была безопаснее для потребителя и еще более выгодной в плане изготовления для производителя.

Как вы уже поняли, Бернат был мастером маркетинга, и осознавал, что для выхода на международный рынок нужно выпускать максимально привлекательный с точки зрения дизайна, продукт. А для этого нужно сменить упаковку.

Немножко меркантильный художник

В 1961 году Бернат обратился за помощью к своему земляку, знаменитому художнику Сальвадору Дали, с просьбой нарисовать для него запоминающийся логотип. Согласно корпоративной легенде , сюрреалист с воодушевлением набросал едва ли не на клочке газеты лаконичную картинку с изображением ромашки с надписью «Чупа-Чупс», которая в немного измененном виде дошла и до наших дней.

Первый логотип Чупа-Чупс
Первый логотип Чупа-Чупс

Такая скорость была обусловлена обещанной Бернатом кругленькой суммой: когда у Дали спросили, почему он взялся за этот заказ, он ответил: «Исключительно ради денег». Художник без раздумий выполнял подобную работу, и его даже прозвали "аvida dollars" — «стремящийся к деньгам».

Также Дали предложил разместить логотип сверху, а не сбоку конфеты, как это делали ранее, что стало настоящей инновацией. Это стало весьма удачным решением - при снятии обертки логотип не разрушался, цветок растягивался, и дети могли сохранить яркую упаковку (раньше многие коллекционировали фантики от сладостей).

За свою многолетнюю историю логотип, созданный сюрреалистом, практически не изменился. Ребрендинг логотипа был проведён лишь однажды — в 1988 году: у ромашки появилась контрастная окантовка, и изменился шрифт верхней надписи:

-5

В итоге, задумка (как и затраты на изготовление логотипа) Берната окупилась с лихвой: благодаря новой красочной упаковке к концу 1980-х девяносто процентов выпускаемых конфет продавались за пределами Испании.

-6

Согласно еще одной легенде, Дали не был удовлетворен только внушительным гонораром, и в качестве вознаграждения за свой труд потребовал ежедневно присылать ему коробку "чупа-чупсов".

Казалось бы, что художник мог ограничиться только этим, но поговаривают, что Сальвадор придумал себе новое развлечение: он приходил на детскую площадку с этой коробкой, демонстративно разворачивал леденец, лизал его один раз, и бросал на землю. Затем в ход шла вторая конфета, третья, четвертая... и так далее, пока не надоест.

Негативное отношение Дали к детям - факт весьма известный, точно так же как и его многочисленные странные выходки, поэтому данная история вполне может быть правдой.

Интересно, Дали по-настоящему нравились леденцы на палочке?
Интересно, Дали по-настоящему нравились леденцы на палочке?

Миллиарды, миллиарды, миллиарды леденцов

Запуск продаж в новых странах и растущая популярность помогли бренду достигнуть умопомрачительных продаж — в 1979 году была продана 10-миллиардная конфета на палочке. Девять лет спустя компания удвоила этот результат — на тот момент было куплено 20 миллиардов леденцов. Если раскидать это количество на население планеты, в среднем на одного человека приходилось четыре леденца!

Немаловажную роль в этом рекорде сыграл заход компании на российский рынок в 1989 году. Уже через два года в России ежедневно производилось 1,5 миллиона Чупа-Чупсов.

В 1994 году конфета на палочке стала первой сладостью, запущенной в космос: космонавтам станции «Мир» были доставлены леденцы в качестве десерта.

В конце 20 века компания отпраздновала продажу 40-миллиардного леденца. Кроме того, конфета Chupa Chups вышла за пределы детской аудитории. Многие звезды не стеснялись появляться на публике с леденцом во рту. Например, Мадонна, Майкл Джексон, Джордж Клуни.

-8

Однако было очевидным, что не все могут позволить себе появиться на публике с леденцом во рту. В 1990 году компания начала разработку продукта для взрослой публики. Тщательно изучив аудиторию, было решено, что старшее поколение предпочитает освежающие вкусы. Так началась работа над конфетами без сахара "Smint". Компания занималась их производством под руководством сына Берната — Хавьера, которому отец передал бразды правления еще в 1991 году.

Разработка конфеты для взрослых заняла четыре года, и первая партия была выпущена в 1994 году.

Маленькая белая конфетка треугольной формы с буквой "S" действительно пришлась по вкусу взрослому потребителю. Но до такого же головокружительного успеха, как у леденца на палочке, конечно же, "Сминту" было далеко.

Нет Smint, нет поцелуя!
Нет Smint, нет поцелуя!

Что касается конфет "Chupa Chups", то компания продолжает внедрять все новые идеи по их улучшению. Начиная с 2015 года владелец компании ежегодно инвестирует в это около €4. Так, мы уже успели увидеть конфеты с жевательной резинкой внутри, леденцы, которые окрашивают язык в кислотные цвета, а также свистящие и взрывающиеся во рту "чупачупсы".

Вот так грамотный маркетинг Берната и незаурядный талант Дали смогли породить такое феноменальное явление, как "Chupa Chups". Ведь вряд ли найдется в мире человек, который ни разу не слышал или не пробовал эту сладость.

А началось все с испачканной одежды и липких рук.

Картинка из открытых источников
Картинка из открытых источников

А вы знали о том, что логотип Чупа-Чупс нарисовал Дали?

Вам может быть интересно:

*******************************************************************************

*******************************************************************************

Подпишись на канал, чтобы не пропустить выход новых интересных статей!