На что чаще всего обращают внимание дети, открывая новую книгу со сказками? Ребенок едва ли захочет листать и тем более читать бесконечные страницы с однотипными буквенными знаками. Истории наших самых любимых сказочников не увлекут, не заинтересуют молодого читателя без ярких иллюстраций, практически оживающих под его пристальным взглядом.
Порой часами они готовы разглядывать красочные картинки, сюжет которых отнюдь не кажется для них фантастическим. Наоборот, в сознании ребенка и огненная жар-птица, и золотая рыбка, исполняющая три желания, и водяные с лешими – все сказочные существа обитают где-то рядом. Иллюстрации, выполненные с пониманием того, чего хочет ребенок и как он видит все вокруг, становятся путеводителями в волшебный мир сказок, прививая любовь к чтению и развивая воображение.
Россия известна целой плеядой талантливых мастеров детской иллюстрации, чьи рисунки многие до сих пор помнят и бережно хранят. Возможно, не все знают такие имена, как Иван Билибин, Борис Дехтерев, Георгий Нарбут, Борис Деодоров, и др. Однако, практически все в детстве листали книги с иллюстрациями одного или нескольких этих художников. Действительно, яркие образы, создаваемые на страницах книг, глубоко врезаются в память детей и остаются в подсознании до конца жизни. Но случайно столкнувшись с ними снова в новостной ленте или сборнике русских народных сказок, купленном в подарок ребенку, в сердце возникает ностальгия по давно ушедшему детству, по той самой комнате, где когда-то у окна вы также бродили по тропинкам зачарованного леса в далеком тридевятом царстве.
Кратко о Станиславе Романовиче Ковалёве
Помимо вышеперечисленных художников, одним из самых известных и самобытных иллюстраторов сказок также является Станислав Романович Ковалёв, родившийся в Уфе в 1935 году.
Уже в раннем детстве у Станислава Романовича проявился художественный талант, который в дальнейшем он решил развить в профессию.
В 1954 году он окончил Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова (в настоящее время - Санкт-Петербургское художественное училище им. Н.К. Рериха).
С 1954 по 1957 год С.Р. Ковалев служил в армии в Эстонской ССР. На тот момент у художника не было возможности проявить свой творческий талант в полной мере и все, что он мог создавать, сводилось лишь к написанию лозунгов.
Вернувшись домой, еще до того, как книжные иллюстрации принесли ему международную известность, Станислав Романович работал в качестве художника-декоратора в театре драмы города Уфы, а также в течение непродолжительного времени создавал иллюстрации для журнала «Пионер». Через несколько лет, в 1958 году, художник отправился в Иркутск. Основными сферами деятельности на тот момент были:
- работа театральным художником в драматическом театре;
- работа преподавателем живописи, рисунка и композиции в училище искусств;
- работа художественным и техническим редактором в книжном издательстве.
Именно в этот период выходит его первая иллюстрированная книга «Сказки народов Сибири». И уже с 60-х годов у художника начинает проявляться собственный неповторимый авторский стиль. Станислав Романович начинает целенаправленно заниматься книжной иллюстрацией.
Успехи в создании качественных рисунков, в полной мере раскрывающих глубину сказок, помогли С.Р. Ковалёву в 1968 году стать членом Союза художников России.
В поисках наиболее подходящего места для раскрытия всего потенциала своего безграничного таланта, художник перемещался из города в город, пока в 1972 году судьба не забросила его в Пермь, где он живет и по сей день.
На тот момент в этом городе находилось одно из лучших издательств страны.
Известность
В копилке Станислава Романовича много почетных наград и званий:
- в 1977 году стал обладателем Золотой медали на Международном конкурсе букварей, проходившим в Лейпциге;
- в 1986 году был удостоен почетного звания «Заслуженный художник Российской Федерации»;
- в 1995 году стал лауреатом премии Пермской области в сфере искусства и культуры.
Помимо этого, работы Станислава Романовича не раз завоёвывали дипломы на российских и всесоюзных конкурсах. Более этого, книги, содержащие его иллюстрации, неоднократно переиздавались и были переведены более чем на 15 языков. Его работы видят взрослые и дети многих стран Европы и Азии, включая Германию, Чехию, Японию, Китай, и др.
За всю свою жизнь Станислав Романович оформил более пятисот изданий. Вот лишь небольшая часть:
- «Жар-птица»;
- «По щучьему велению»;
- «Морозко»;
- «Финист – ясный сокол»;
- «Царевна-лягушка»;
- «Малахитовая шкатулка»;
- «Конек-горбунок»;
- «Счастливые жемчужинки. Сказки народов СССР» (моя любимая! ❤️);
- «Золотая чаша»;
- «Чудо чудное, диво дивное. Русские народные сказки», и др.
К числу писателей, сказки которых обрели новую жизнь благодаря таланту Станислава Романовича, относятся А.С. Пушкин, П. Бажов, Г.Х. Андерсен, П. Ершов, Братья Гримм, и др.
Работы художника также были представлены на международных выставках:
- Выставка детской книги в Белоруссии, 1964 год;
- Всесоюзная выставка детской книги в Москве, 1965 год;
- Выставка советского искусства в Болгарии, 1968 год;
- Выставки советского искусства в ГДР, 1971, 1977 и1982 год;
- Международные ярмарки-выставки в Москве с 1977 по 2004 год.
О мастерстве художника
Каждый, кто держал в руках сказки с иллюстрациями, выполненными художником С.Р. Ковалевым, сразу же отметит, насколько детально прорисован каждый элемент. Автор кропотливо прорабатывает каждую деталь рисунка, делая его не только живым, но и объёмным. При этом, хорошо считывается авторский декоративный стиль.
В своих работах художник никогда не отходит от смысла сказки, стараясь наиболее точно передать суть того или иного ключевого момента в истории. Главную задачу, которую ставит перед собой С.Р. Ковалев – это не просто изобразить персонажей, а передать их характер, изобразить их таким образом, что уже по самой иллюстрации понятно, о чем именно и как они говорят.
Еще в период творчества в Уфе, художник отметил тенденцию многих западных иллюстраторов детских книг создавать рисунки в стиле детского примитива. Данный стиль отличает простота, незамысловатость линий, обилие ярких акцентов, слабая взаимосвязь между элементами рисунка.
Станислав решил провести эксперимент и проверить, что же все-таки по душе обычным российским школьникам. На одну из своих встреч с учащимися начальных классов он принес сказки с иллюстрациями в жанре детского примитива и сказки с потрясающими, предельно детальными и подвижными иллюстрациями французского живописца Гюстава Доре.
Детей больше всего заинтересовали книги с иллюстрациями французского художника. Так Станислав Романович выбрал собственное направление художественного развития, учитывающее потребности и интересы юных читателей и следующее принципу:
«Для детей надо делать, как для взрослых, только намного лучше».
Перед тем, как создавать иллюстрации, художник всегда изучает специфику сказки, черпает полезную информацию по разнообразным деталям в рисунке из энциклопедий и справочников. У него имеется собственная обширная домашняя библиотека с работами по зоологии, ботанике, этнографии, искусству, и т.д.
Художник обладает и обширными познаниями в области фольклора и православной культуры.
Во время работы над сказками народов СССР, Ковалёв тщательно изучал информацию об особенностях национального костюма различных народов, посещал музей этнографии в Ленинграде.
Таким образом, каждая иллюстрация Станислава Романовича представляет собой удивительное сочетание волшебства и действительности. Грань порой настолько тонка, что даже не хочется верить, что изображенные на рисунках сюжеты – это всего лишь сказка.
Помимо сказок, Ковалёв работает и над другими проектами. Например, он нарисовал настольную игру "Шел солдат со службы", придуманную пермским журналистом и филологом Константином Шумовым. Она переиздавалась два раза.
Станислав Ковалев также является автором четырех книг по космологии. Их он подписал фамилией Ковалёв-Сухомесов.
Я имела удовольствие побывать в мастерской Станислава Романовича лично - это потрясающее место, пропитанное атмосферой творчества. Я разве что не ходила, открыв рот от восторга: там можно было увидеть и полотна, над которыми трудится автор в данный момент, и подивиться на эскизы старых работ, и увидеть кое-что особо ценное для самого художника, висящее в рамках на стенах.
Мастерская светлая, большая, с двумя этажами. Очень много книг и интересных деталей можно увидеть на полках и стеллажах. В общем, настоящее логово художника в самом лучшем смысле этого слова!