Найти в Дзене
С искусством по жизни

Вы ни за что не догадаетесь, кто стал прототипами для самых известных игральных карт СССР!

Оглавление
Одним из самых любимых занятий моего детства была игра в карты с дедушкой. Кому-то может показаться, что приобщать шестилетнего ребенка к азартным играм - не комильфо, но я не вижу ничего плохого в том, чтобы иногда собраться за столом всей семьей, и перекинуться в "Дурака". Игра развивает смекалку и сообразительность, учит распознавать "мухлевание" и хорошо тренирует память.

Собственно, не так важно, во что вы играете в кругу семьи, если всем это занятие доставляет радость, ведь так?

Не удивительно, что я отлично помню колоду карт, которая на протяжении многих лет лежала за прозрачными дверцами серванта и доставалась оттуда по выходным.

Вероятно, такая колода была практически в каждой советской семье - я видела точно такие же игральные карты, когда приходила в гости к друзям и одноклассникам.

Иллюстрации на картах были весьма стильными, с отличной детализацией - я очень любила рассматривать элементы костюмов гордых валетов, прекрасных дам и величественных королей:

-2

А что, если я скажу вам, что прототипами персонажей этой колоды были не выдуманные люди, а участники последнего костюмированного бала при императорском дворе Романовых в 1903 году?

Вот это поворот, не так ли? 😲

Ах ! Этот бал ! Чудесный бал ! Блестящий пол, огромный зал...

В феврале 1903 года в Зимнем дворце Санкт-Петербурга состоялся пышный костюмированный прием.

От приглашенных требовалось явиться ко двору в костюмах эпохи XVII века. Этот праздник вошел в историю не только как самый известный и грандиозный бал времен царствования Николая II, но и как последний придворный бал императорской России. Император видел в этом маскараде акт возрождения традиций допетровской эпохи, возвращения к традициям московского двора, к исконно русскому характеру.

390 гостей мероприятия были наряжены в стиле придворных всех мастей: бояр и боярынь, стрельцов и горожанок, воевод и крестьянок допетровской эпохи.

Один такой костюм, сшитый из баснословно дорогих материалов и обильно украшенный драгоценностями, стоил целое состояние.

Участники бала-маскарада
Участники бала-маскарада
"Впечатление получилось сказочное, — писал очевидец события, — от массы старинных национальных костюмов, богато украшенных редкими мехами, великолепными бриллиантами, жемчугами и самоцветными камнями, по большей части в старинных оправах. В этот день фамильные драгоценности появились в таком изобилии, которое превосходило всякие ожидания".

Танцы проходили в Концертном зале Эрмитажа (придворный оркестр также был одет в древнерусские костюмы), и продолжались до часа ночи. Вальсы, кадрили и мазурки начались после исполнения специально поставленных главных танцев: русского, хоровода и плясовой под руководством главного режиссёра балетной труппы Аистова и танцовщика Кшесинского. В «русском» участвовали 20 пар, солировали великая княгиня Елизавета Фёдоровна и княгиня Зинаида Юсупова (танцы для бала были заранее отрепетированы).

В общем, подготовка к событию действительно была грандиозной, императорской.

Создание костюмов

Эскизы костюмов в неорусском стиле нарисовал художник Сергей Соломко, а отшивали их лучшие портные Российской Империи.

Сергей Соломко
Сергей Соломко

Кстати, отличный акварелист - листайте галерею, чтобы посмотреть его работы:

К слову, создание эскизов костюмов к балу-маскараду 1903 года стало самым крупным заказом в творческой карьере художника, которого не слишком жаловали современники, именуя его стиль "вульгарным галантерейным вкусом". Художник Игорь Грабарь величал Соломко "генералом декадентов", а критики обвиняли в потворстве вкусам толпы, упадничестве, пошлости.

Но, вернемся к эскизам нарядов для бала. Соломко сумел сделать торжественный, но тяжелый и громоздкий боярский костюм более легким, чтобы гости могли комфортно себя чувствовать на светском событии и танцевать всю ночь.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:
Один из костюмов принцессы Падме Амидалы из фильма «Звездные войны. Эпизод II: атака клонов» вдохновлен именно работами Соломко для бала в Зимнем дворце 1903 года.

Карты, приуроченные к 300 летию дома Романовых

В 1911 году немецкие мастера фабрики "Дондорф" разработали эскизы для карт, а в 1913-м их отпечатали в Петербурге на Александровской мануфактуре.

Выпуск колоды под названием "Русский стиль" был приурочен к 300-летию дома Романовых.

Иллюстрации для карт создавали, ориентируясь на фотографии, собранные в "Альбоме костюмированного бала в Зимнем дворце".

Справка: В 1904 году по заказу Императорского двора в Экспедиции заготовления государственных бумаг был выпущен специальный подарочный "Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце", содержавший 21 гелиогравюры и 174 фототипий. Экземпляры распространялись за определённую плату с благотворительной целью в первую очередь среди участников бала.

Одежды королей, валетов и дам на игральных картах полностью либо частично повторяли костюмы участников бала-маскарада 1903 года:

Дама Червей и ее оригинал – княгиня Ксения Александровна
Дама Червей и ее оригинал – княгиня Ксения Александровна
Трефовая дама и ее прототип – княгиня Елизавета Федоровна
Трефовая дама и ее прототип – княгиня Елизавета Федоровна

Листайте галерею➡, чтобы узнать все прототипы героев карт, среди которых есть и сам император:

После революции мануфактура была закрыта, но в 1923 г. она возобновила работу и снова начала выпускать карты по дореволюционным эскизам. Позже советский художник-иллюстратор Юрий Иванов перерисовал карты "Русский стиль" с оригинальной колоды для офсетной печати.

Оригинальный червовый туз и перерисовка Юрия Иванова
Оригинальный червовый туз и перерисовка Юрия Иванова

Удивительно то, что именно эта колода осталась в СССР самой популярной и продолжала выпускаться большими тиражами, ведь карты часто использовали в целях пропаганды – так были выпущены «Антирелигиозные карты», «Антифашистские карты» и т. д. Но ни один из подобных выпусков не смог конкурировать с колодой «Русский стиль».

Карты много раз перевыпускались (в том числе в Испании и Австрии) и перерисовывались, поэтому есть несколько вариантов самих изображений разного уровня качества и изображений на рубашках.

-11

Таким образом, память о последнем костюмированном бале Российской империи сохранилась до наших дней именно благодаря маленькой колоде игральных карт - кто бы мог подумать!

Вам может быть интересно:

*******************************************************************************

*******************************************************************************

Подпишись на канал , чтобы не пропустить выход новых интересных статей!