Накануне перед сном было волшебное звездное небо. Давно звезды не казались мне такими яркими и такими многочисленными, а значит, небо наконец-то абсолютно ясное. Оно оставалось таким всю ночь, и утро началось с мороза в -35.
В доме температура упала на десять градусов – когда проснулись, было +15. Сразу затопили печку и пока пили утренний кофе, солнечные лучи неожиданно прокрались в окна, чего мы не наблюдали с прошлого года, когда световой день был длиннее и солнце раньше выбиралось из-за леса, освещая дом еще до утренней связи. Полоски теплого света запрыгали по кухонным полкам, по деревянным стенам. Ясно, тихо и очень хорошо.
После завтрака и радиосвязи пошла на замеры снега на лыжах. Как и ожидалось, покров значительно вырос за последние десять дней. Средняя глубина снега в пределах кордона ровно метр, если округлить. А если точнее: минимальное значение — 80 см, максимальное — 115 см, а среднее арифметическое по 25 пунктам — 97 см. Уже внушительно. Мама говорит, что на Кольском сейчас меньше. Но она судит по городским улицам, а в лесу может быть и больше.
Да, с теми снегопадами, что мы наблюдаем в этих краях, можно было ожидать покров метра в полтора. Но количество выпавшего снега не равнозначно лежащим на поверхности сугробам. Все дело в сублимации. Когда наблюдаются такие явления, как высокая солнечная инсоляция, низкая влажность, сильные ветра и метелевой перенос снега, происходит прямое испарение с кристаллов. То есть твёрдое вещество превращается в газообразное, снег испаряется без таяния, и это может происходить при отрицательных температурах.
Также происходит постоянное давление верхних слоёв снега на нижние, а при колебаниях температуры, в оттепель, поверхностные слои тают, стекают вглубь и потом замерзают. Со временем снег уплотняется и превращается в фирн, который плотнее свежевыпавшего снега в несколько раз. Получается, что под влиянием погодных факторов снег становится плотнее, проседает, от чего высота сугробов ощутимо уменьшается.
Удивительно, но, несмотря на сильный минус, в лесу я не замерзла. Щеки и нос не ощущали обычной колкости и жжения, которые бывают при сильном морозе. Оттого что приходилось тропить свежий пухляк, мне становилось жарко. А в лесу сказочно… Деревья покрыты снегом от корней до макушек. Некоторые маленькие пихты и ели полностью погребены под снежным покровом и представляют собой большие несимметричные сугробы. Стволы лиственных деревьев приняли на себя всю атаку метелей и теперь облеплены снегом по всей длине. Повсюду очень много заячьих следов, они натоптали целые траншеи-тропы, пересекающие заметенный буранник прямо возле кордона. В нескольких местах видела следы их кормежки – свежие погрызы коры на молодых деревьях.
Обратно из леса выходила уже не по буранному следу, а по старой лыжне, от которой осталось лишь небольшое, едва различимое углубление. Протропила путь до дома, а через полчаса снова ушла в лес. Не хотелось терять такой замечательный ясный день, поэтому я взяла фотоаппарат и прошлась на лыжах по ближайшим скалам на берегу Шежыма. Недавние проталины в месте слияния двух рек замерзли и покрылись снегом, но все равно на Печоре остаются открытые участки воды, с поверхности которых в такой мороз поднимаются клубы пара. Шежым почти весь замерз за исключением небольших проталин прямо у подножия скал – мест обитания выдр и оляпок.
Но дела не ждут, после прогулки снова занялись дровами. Раскололи и сложили в сарай все напиленные ранее чурки. Раскололи и положили на просушку несколько поленьев березы, которую убирали еще в начале зимы при прочистке буранной дороги. Обедали поздно. Пополнили запасы воды, затопили баню. Днем теплело до -27, но к вечеру температура снова опустилась к тридцати. Звезд на небе было меньше, наплыли облака.
Сегодняшняя ясная погода показала, как сильно увеличился световой день. Солнце уже минует большую скалу на противоположном берегу Печоры, прежде чем закатиться за горизонт, и не теряется за ней. На вечерней связи уже не надо пользоваться фонариком, когда записываешь сообщение в журнал. (Чтобы было меньше помех, на время связи мы отключаем на всем кордоне электричество, поэтому в декабре-январе без фонарика ничего не увидишь). Если сравнивать с самым коротким днем года, продолжительность светового дня увеличилась уже на два часа двадцать минут. Электричества расходуется меньше. Сейчас, пока мы все еще на кордоне вдвоем, расход энергии минимальный, генератор последний раз включали три дня назад, а вчера солнце зарядило аккумуляторы до ста процентов.
На этом пока все, привет с Северного Урала!
Короткие повседневные заметки о жизни и работе на заповедном кордоне теперь выходят ежедневно на Телеграм-канале.
Еще в этом блоге:
- Зимние маршрутные учеты зверей