Найти в Дзене
НЕОДНОЗНАЧНО

Как Малевич извлёк "Тьму кромешную"

Из всего множества удивительного, что непонятно даже мудрецам, картина "Чёрный квадрат" наверняка не на последнем месте.

Автором творения, споры о котором ведутся до сих пор, стал художник-авангардист Казимир Малевич (1879 - 1935 гг.) Период его активного творчества пришелся на начало ХХ века, что, в свою очередь, совпало как со сменой исторической эпохи, так и со сменой эпох общественно-политической и эстетической. Тогда (как и сейчас), новое время отметало отжившие устои прошлого пытаясь угадать форматы и концепции будущего.

Футуризм стал авангардной идеей.

Новые художественные приёмы искали везде: в литераторе, музыке, театре, и, конечно, в живописи. Велемир Хлебников экспериментировал со словом. Поэт Осип Мандельштам так говорил о его творчестве:

«Хлебников возится со словами как крот, между тем он прорыл в земле ходы для будущего на целое столетие».

Протагонисты футуризма в музыкальных кругах искали способ замещения гармонии шумовыми эффектами. Такой им представлялась потребность пролетариата в новом звуковом пространстве.

Представители авангардного движения в своей «Газете Футуристов» декларировали:

«Пусть отныне, проходя по улице, гражданин будет наслаждаться ежеминутно глубиной мысли великих современников, созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня, слушать музыку — мелодии, грохот, шум — прекрасных композиторов всюду. Пусть улицы будут праздником искусства для всех».

Казимир Малевич. Точильщик. 1912 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут, США
Казимир Малевич. Точильщик. 1912 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, Коннектикут, США

Казимир Малевич тоже с интересом и увлечённостью присматривался к обновляющемуся миру и объяснял смысл своих новых картин так:

Если в прошедших тысячелетиях художник стремился подойти как можно ближе к изображению вещи, к передаче ее сути и смысла, то в нашей эре кубизма художник уничтожил вещи с их смыслом, сущностью и назначением. Из их обломков выросла новая картина. Вещи исчезли как дым для новой культуры искусства.

Это высказывание художника любопытно и интересно ещё и тем, что позволяет немного пофантазировать на тему того самого неоднозначного "Чёрного квадрата".

Из каких же "обломков" старого, из каких прежних смыслов мог родиться чёрный квадрат потрясший умы современников и интригующий потомков?

Давайте заглянем в начало истории, то есть в момент, когда картина "Чёрный квадрат" была представлена зрителям. И уже в этом моменте будет чему удивиться.

Случилось это событие в 1915 году в доме Адамини (Петроград), где известная галеристка Надежда Добычина открыла экспозицию с названием «Последняя футуристическая выставка картин «0,10».

Историческое здание, где располагалась галерея.
Историческое здание, где располагалась галерея.

В прессе того времени выставка была охарактеризована как скандальная. Критика соглашалась с мнением большинства зрителей, которым труды Казимира Малевича, как и других художников, разрабатывающих абстракцию, кубизм и другие авангардные направления, казались издевательством над здравым смыслом. В картинах видели глумление над самой природой человеческого бытия, над самой данностью мира.

«Черный квадрат» К. Малевича на выставке в Художественном бюро Н. Добычиной Петроград. Декабрь 1915 г. – январь 1916 г.
«Черный квадрат» К. Малевича на выставке в Художественном бюро Н. Добычиной Петроград. Декабрь 1915 г. – январь 1916 г.

Выставку футуристов не обошёл своим вниманием крупнейший художественный критик того времени Александра Бенуа. После осмотра представленных работы, мастер видимо был не в восторге. Своим впечатлением он поделился в газете "Речь"

"Без номера, но в углу, высоко под самым потолком, на месте святом, повешено «произведение» г. Малевича, изображающее черный квадрат в белом обрамлении. Несомненно, это и есть та «икона», которую гг. футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих венер, это и есть то «господство над формами натуры»… Черный квадрат в белом окладе — это не случайный маленький эпизодик, случившийся в доме на Марсовом поле, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели".

Можно сказать припечатал мастер. Но интересно в данном случае, то, что Бенуа видит в "черном квадрате" икону.

Но и сам художник в своей первой выставке явно демонстрирует, что его работа непосредственно соотносится с иконами. Что же родственного у того, что мы видим, с привычной нашему глазу иконографией?

"Страшный суд" В. Васнецов
"Страшный суд" В. Васнецов

Однако, если мы видим увеличенную деталь, тот самый "осколок" от разбитого большого полотна, то общее находится. Что же означает чёрный квадрат на иконе? А это изображение тьмы кромешной, где скрежет зубовный. То есть пришествие Спасителя и "Страшный суд".

«Огнь вечный, тьму кромешную и тартар, лютый червь, скрежет же паки зубный и непрестанный…»

Вообще тема "Страшного суда" волновала художников с тех пор, как было дано его словесное описание. Картины ужасного и величественного представлены живописцами разных эпох. За написание таких картин брались как великие мастера, так и обычные "богомазы" вроде гоголевского кузнеца Вакулы.

И именно в таких незатейливых и бесхитростных росписях часто встречается изображение "тьмы кромешной" в виде черного квадрата. Это могли быть иконы, где сопутствующие основному сюжету детали располагались в клеймах. При росписи небольших сельских храмов в большом почёте были картины, представлявшие сюжеты адской и райской жизни, где не обходилось без черного квадрата - тьмы кромешной.

Мог ли Казимир Малевич видеть такие росписи? Его биография говорит, что мог. И даже вероятно, что видел.

Другое дело, что видели это и тысячи других глаз, но только у одного Малевича получилось так "разбить" полотно, что мельчайший его осколок был представлен как невероятное нечто.

Есть воспоминание поэта Андрея Белого о том, как известный философ М.О. Гершензон пригласил его посмотреть на работы Казимира Малевича:

Поставив меня перед двумя квадратами супрематиста Малевича (черным и красным), заклокотал, заплевал; и - серьезнейше выпалил голосом лекционным, суровым:

- История живописи и все эти Врубели перед такими квадратами - нуль!

Он стоял перед квадратами, точно молясь им; и я стоял: ну да, - два квадрата; он мне объяснял тогда: глядя на эти квадраты (черный и красный), переживает он падение старого мира:

- Вы посмотрите-ка: рушится все...