Сейчас он находится в частной коллекции
Привет, Друзья, Коллеги, Единомышленники и Союзники!
В предыдущих публикациях я рассказал о «мосфильмовском» Ла-11 и аналогичном самолёте, который снимался в фильме Свердловской киностудии. (Часть 1, Часть 2, Часть 3). Там я поделился любопытной информацией из Википедии о втором самолёте.
Повторю главное вкратце.
Для съёмок в фильме использовался истребитель Ла-11 ОКБ Лавочкина. Его получили из Центрального Музея ВВС в Монино. Это был единственный сохранившийся в Советском Союзе экземпляр самолёта Ла-11.
По информации из Википедии после съёмок Ла-11 был отправлен на «реставрацию» в Великобританию. Оттуда он больше не вернулся и оказался в частной коллекции.
Случай мне показался более чем странным. Как такое могло произойти? Что случилось с самолётом на съёмках, после чего ему потребовалась реставрация? Почему на реставрацию отправили в Великобританию? Почему он оттуда не вернулся?
Я пытался найти эту информацию в Интернете, но безуспешно. Всемогущий и всезнающий Интернет оказался бесполезным. Я благодарен своим друзьям, знакомым, а также некоторым участникам обсуждения предыдущих публикаций за подсказки и помощь.
Теперь могу с вами поделиться результатами своих находок.
История Центрального Музея ВВС в Монино началась в 1958 году. Именно в этом году Монинские ремонтные мастерские стали преобразовываться в музей. Самолёт Ла-11 был среди первой группы самолётов, которые стали экспонатами этого музея.
Музейный Ла-11 был произведён на заводе №21 в декабре 1948 года. Заводской номер самолёта 51210468. Сразу обращу ваше внимание, что номер восьмизначный – у всех самолётов Лавочкина все заводские номера восьмизначные. Чуть позже мы об этом вспомним.
После заводских испытаний в 1949 году самолёт поступил в войсковые части. На нём выполнено 426 полётов с общим налётом 296 часов. В 1954 году самолёт вывели из эксплуатации и предали в Московский Авиационно-Технологический Институт (МАТИ), где он превратился в учебное пособие.
В 1958 году самолёт Ла-11 передали из МАТИ в музей в разобранном виде. С тех пор началась его спокойная жизнь самолёта-пенсионера – демонстрировать себя последующим поколениям, развлекать детей и их родителей.
Пришло время перестройки и нового уклада жизни. Изменения коснулись и музеев – инфляция, безденежье, отсутствие финансирования, адаптация к коммерциализации жизни и выживанию.
В 1990 году выходит приказ Министра Обороны перевести культурно-просветительские учреждения на новые условия хозяйствования с оказанием платных услуг. Далее цитирую по книгам Казашвили В. Г., который с 1989 года работал в Монино начальником музейного отдела:
«В 1992 году вышла директива Генерального штаба о том, что упраздняется гражданская должность начальника и его заместителя, а вводится военная…»
«Начальник Военно-воздушной академии им. Ю. Гагарина генерал-полковник Корольков Б.Ф. в августе 1992 г. собрал весь личный состав музея ВВС и представил нового начальника полковника Толкова В.Н. и его заместителя полковника Артюшенко А.П. Совместно с ними признал необходимость создания малого предприятия (МП) «Авист» при музее ВВС.»
«В 1992 году в целях реставрации и восстановления самолётов до лётного состояния Як-11 и единственный в нашей стране Ла-11 были переданы АЗО «ИнтерАвиа» , которая в марте 1993 году по дополнительному соглашению передала их английскому музею (президент Ник Грей, страстный коллекционер самолётов, имеющий свой аэродром, авиационно-ремонтный завод и музей летающих самолётов)…»
«С приходом на должность начальника музея А.Ю. Яблонских (1996 год) началась работа по возвращению самолётов в музей. Только в мае 2001 года самолёт Як-11 и двигатель от самолёта Ла-11 были возвращены музею, а самолёт Ла-11 и по сей день находится в Англии…».
Без всяких сомнений и оговорок, доверия к книге непосредственного свидетеля событий намного больше, чем к «википедиям». Следовательно, до 1993 года единственный оставшийся в России экземпляр Ла-11 был в ЦМВВС в Монино, после чего уехал в Великобританию и попал в частную коллекцию.
Все попытки вернуть самолёт привели к появлению 2010 году экспертно-закупочной комиссии. Результатом работы этой комиссии стал приказ министра культуры РФ от 9 июля 2010 года.
В приказе самолёт Ла-11 исключается из Музейного фонда РФ и передаётся в частный королевский Музей войны аэродрома Даксфорд, Великобритания «Файтер коллекшн» ЛТД. Взамен исключённого ЦМВВС (Монино) должен получить самолёт И-16 из музея Великобритании «Файтер коллекшн» ЛТД.
В Интернете можно найти фотографию уехавшего Ла-11. По ней видно, что самолёт находится в ангаре аэродрома Даксфорд без двигателя в полуразобранном состоянии.
Я связывался с работниками ЦМВВС в Монино, от которых узнал, что они ничего не получили из Великобритании, и не видят никаких способов исполнения этого приказа. Музейный Ла-11 до сих пор находится в Великобритании. Были какие-то суды. Вроде даже кого-то в России осудили. Многие люди, которые принимали участие или были свидетелями, ушли из жизни.
Ситуация кажется безвыходной. Самолёт Ла-11 уехал из России, и нет никаких юридических оснований вернуть его. Любопытно, что в описи приказа указан семизначный номер Ла-11. Как я писал ранее, все самолёты Лавочкина всегда имели восьмизначный номер. Совершенно неважно, что цифры частично совпадают. Юридически это другой номер, и, следовательно, другой самолёт. Любой грамотный юрист из этой ошибки мог бы извлечь пользу, чтобы попробовать вернуть этот самолёт.
К сожалению, несколько лет назад ушел из жизни Казашвили Владимир Гаврилович, книги которого я цитировал выше. Я видел его лично, посещая музей в Монино, и он даже подписал мне одну из своих книг.
Более трёх десятков лет он трудился в должности начальника музейного отдела. Полковник в отставке. Военный летчик-инструктор 1 класса. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Окончил Качинское ВВАУЛ в 1949 году, Военно-воздушную академию в 1961 году. Летал на самолётах: По-2, Ут-2, Як-18, Як-11, Як-3, Як-9, МиГ-15УТИ, МиГ-15, МиГ-17. Налетал 2500 часов.
Читайте предыдущие публикации об этом самолёте:
«Обнаружил на газоне Мосфильма самолёт «Ла-5»: Оказалось, на табличке ошибка не только в названии. (Часть 1)» 👍,
«Обнаружил на газоне Мосфильма самолёт «Ла-5»: Пересмотрел все фильмы, указанные на табличке (Часть 2)» 👍,
«Обнаружил на газоне Мосфильма самолёт «Ла-5»: Фильм, который подсказал мне точное название этого самолёта (Часть 3)» 👍.