Метро в этом городе вряд ли когда появится - Ухта даже не является областным центром. Тем не менее, по своему значению это второй город республики Коми, а в чем-то даже и первый...
Немного переведём дух, ненадолго оставим тему подземок и дополним цикл рассказов о русском севере.
Представить человека, который добровольно поедет отдыхать в отпуск в республику #Коми из другого региона России достаточно сложно. И здесь я совсем не хочу каким-либо образом очернить прекрасный регион, а желаю только в лишний раз подчеркнуть факт того, что о крае знают немного.
Цель циклов публикаций о севере канала "Человек-метро" как раз и состоит в том, чтобы познакомить большее количество людей с суровым и в то же время прекрасным очарованием северных уголков нашей необъятной родины.
Нефть всему голова!
Как здесь оказались люди? Это, наверное, один из самых популярных вопросов, которые можно задать при посещении разных городов и поселков необъятной России, расположенных в сложных климатических условиях. И, в принципе, Ухта не исключение, хотя это всё-таки еще не Воркута и не Салехард.
Город Ухта и прилегающая местность приравнена к районам крайнего севера и это небезосновательно. Лето здесь короткое, выше +20 температура поднимается не часто, зато зимой морозы хороши, а солнце не долго радует своим присутствием на небосклоне. Но этим мало кого удивишь (петербуржцев, например :), тем более северян.
Удивляет другое - Ухте, как поселению, более 300 лет и появились тут люди не в связи с прокладкой железнодорожной магистрали к воркутинским шахтам, что было не редкостью в республике Коми, а совсем по другой причине - нефть!
Первое упоминание о получении нефти на Руси появилось в XVI веке - к слову тогда путешественники и описали быт племен, живших у берегов реки Ухта, которые собирали нефть с поверхности реки для использования её в различных целях - в частности для создания масел и смазок.
Нефть, собранная с реки Ухта, впервые была доставлена в Москву в 1597 году. Кто бы тогда представлял насколько востребованным окажется это сырье спустя века!
Вплоть до начала XX века объемы добычи были достаточно скудными. Нефть извлекали в небольших объемах, полноценной инфраструктуры в окрестностях Ухты, в том числе на реках Ярега и Чуть не было. Сырье шло для использования в качестве топлива речных и морских судов, выставочных и экспериментальных образцов.
С приходом технического прогресса, а с ним и двигателей внутреннего сгорания, экономическая ценность черного золота значительно повысилась. А тут еще и большевики подоспели со своими методами хозяйственной деятельности - так, в 1931 году был создан Ухтинско-Печорский исправительно-трудовой лагерь (УХТПЕЧЛАГ), который используя труд заключенных продолжил разведку и добычу нефти, угля, асфальтита и радия в в окрестных бескрайних лесах и болотах...
Именно переселенцы и стали первыми строителями будущей Ухты - тогда маленького селения на берегу реки Чибью - именно так сперва и назывался посёлок.
Для закрепления высокого статуса советской власти в относительно небольшом поселке в 1937 году появляется самый настоящий дворец, скромно именуемый Домом Советов (Архитекторы: В. Левин, А. Орлов и А. Левитан). Не сразу и скажешь, что построен он был почти полностью из дерева - ценители архитектурной красоты могут признать в нём подлинный шедевр деревянного зодчества.
Говорят, что авторы здания вдохновлялись проектом небезызвестного Дворца Советов, который планировалось до войны построить в Москве (в галерее ниже можно попробовать сравнить).
К огромному сожалению это уникальное сооружение до наших дней не дожило - сгорело в 1953 году...
Становление города нефтяников и несбывшаяся столица
Примечательно, что в довольно небольшие сроки Ухта стала выглядеть, хоть и небольшим, но действительно городом - в компактно сформированных кварталах к 1950-м годам появились жилые и административные здания, выстроенные даже не по местным меркам с достаточно богатым декором.
Причиной такого внимания к архитектурным деталям в убранстве домов возможно объясняется серьезным довоенным намерением руководства Коми АССР перенести столицу из Сыктывкару в Ухту. Вспоминая свои впечатления от пребывания в Сыктывкаре (этому посвящено несколько статей канала о парадных и непарадных интересностях этого города), действительно разница у двух этих городов имеется и ощущается по сей день.
Так, собственно говоря, а зачем было что-то менять и переносить столицу? Дело в том, что львиная доля всех глобальных строек и экономических процессов немаленькой республики происходили на сильном удалении от Сыктывкара, на северо-востоке и перенос административных органов в Ухту по мнению Совнаркома #СССР должен был положительным образом отразиться на общем уровне ведения хозяйственной и даже культурной деятельности.
Чего и говорить, даже в транспортном отношении Сыктывкар тогда сильно уступал Ухте, несмотря на более близкое расположении к так называемой "большой земле" - в далёкую мерзлую Воркуту можно было приехать на поезде уже в 1941 году (Ухта на этой же линии), в то время как поезда до Сыктывкара, находящегося сильно в стороне от главной железнодорожной магистрали, пошли только спустя двадцать лет в 1961 году.
Тем не менее переезда столицы не произошло, Великая Отечественная война изменила многие планы. Несмотря на это Ухта продолжила развиваться как самодостаточный город.
С конца 1950-х в городе пошло крупноблочное жилое строительство и уже спустя полтора-два десятка лет Ухта стала выглядеть как серьезный город с широкими проспектами и высотными домами.
Парадный вид современной Ухты
Ладно, на этом с историей немного закончим и немного посмотрим город относительно современными глазами.
Несмотря на компактность города и относительно небольшой возраст построек, в Ухте есть на что посмотреть. Это однозначно не проходной город.
В этой публикации мы посмотрим на наиболее интересные с авторской точки зрения объекты, которые наречём условно парадными, а в следующих материалах посмотрим на менее туристические уголки.
Для тонких ценителей советской монументальной архитектуры в Ухте есть замечательные улицы Мира и Первомайская - черно-белые исторические фотографии с ними мы с вами уже видели выше.
Здесь можно обнаружить прекрасные дома, выстроенные в так называемом Сталинском ампире (хотя эта тема для отдельного профессионального исследования - ампир ли здесь или ренессанс, поздний классицизм, ар-деко или вовсе неоготика), щедро украшенные рустовкой, карнизами и другими приятными декоративностями.
Для любой стройки, особенно масштабной, всегда важным является материальная база. Одной любопытной деталью, на которую возможно не каждый местный житель обращает внимание, является фирменный ухтинский кирпич. В действительности ничего сверхъестественного в нем нет - кирпич как кирпич, обожженная глина, но цвет свой особенный, с другим не спутаешь. Использовался повсеместно с 1950-х годов.
Фирменное отечественное "ответственное" отношение к фасадам развито и в Ухте - некоторые владельцы квартир совершенно не церемонились при стеклении балконов, превращая их в настоящие дачные сараи. Мне кажется, что это неискоренимо..
При этом наблюдается добрая тенденция к сохранению некоторых элементов, которые в Петербурге и Москве скорее всего бы не дожили до наших дней - это различные вывески, указатели и пр. Пользуясь случаем, передаю теплый привет своему другу, иллюстратору и краеведу Илье Тихомирову, который с теплотой коллекционирует подобные элементы городской среды Ленинграда.
Развивая тему, посмотрим бытовой комплекс "Сервис", который своей приятной типографикой радует глаз даже несмотря на традиционный для данных мест "сайдинговый" ремонт. Это уже не "сталинка", но вполне себе приятный и аккуратный образец совмодернизма.
Внутри "Сервиса" чего только не продают - в своё время приобрел там оригинальные сувениры, сделанные из оленьей шерсти и кожи. А если чего-то нет в "Сервисе", то скорее всего найдется в магазинах поблизости - вокруг сплошные торговые точки
Перекресток у этого Дома Быта начинает небольшую Октябрьскую улицу, которая как раз и связывает условно старый и новый город Ухты. Здесь, к слову, есть даже своеобразный променад с фирменными фонариками. В таком стиле они вполне бы смотрелись, кстати, на какой-нибудь ленинградской станции метро 1980-х годов, подумалось мне.
Эпоха дикого капитализма 1990-х - начала 2000-х годов подарила нашей стране новый архитектурный язык, который даже успел получить собственное имя - капром (капиталистический романтизм).
Тонкие ценители видят в многочисленных образцах этого стиля, собственно говоря, стиля отсутствие как такового, другие начинают его если не ценить, то по-крайней мере классифицировать и вести учет, третьи же (их подавляющее большинство) просто не парятся и не обращают на него внимание.
Городов, которые не пострадали от капрома в России нет, поэтому Ухта также даёт возможность познакомиться с местным видением применения этого стеклянно-панельного ужаса восторга.
Особым исполином в этом плане доминирует здание Газпром-инвеста, давайте на него полюбуемся:
Удивительные вещи можно было встретить в Ухте и по части размещения объектов религиозного культа. Наша история еще хорошо помнит времена, когда церковь подвергалась гонению, храмы разрушались или меняли функциональное назначение (в Ленинграде, к примеру, в одной из церквей оборудовали бассейн для тренировки подводников), а также период возрождения, который принес восстановление и появление новых культовых сооружений.
В Ухте, в которой по всей видимости храмов шибко не взрывали, в XXI веке филигранно и рационально решили вопрос по размещению культового сооружения - зачем строить храм, если он уже давно построен, правда изначально под другие нужды, культурно-просветительские светские. Таким образом один из бывших ДК был перевоплощен в Свято-Стефановский храм Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии. Выглядит потрясающе!
Кстати без шуток, а ведь это отличная идея по сохранению в регионах многочисленных домов культуры, которые нередко представляют архитектурную ценность и зачастую погибают из-за ненадобности.
Вот еще один пример интересной переквалификации сооружения. Это монументальное здание с колоннами некогда занимало управление УхтПечЛага - одного из подразделений #Гулаг.
Позднее, после закрытия лагерной системы, здание занимали Лесотехнический техникум и проектный институт "Комигражданпроект". Сейчас же здесь банк.
Помимо монументальных зданий из кирпича в Ухте еще можно найти дома деревянные, но их в отличие от того же Сыктывкара совсем немного и состояние вполне приличное - мне есть с чем сравнивать, поверьте, я был в Архангельске (там правда очень грустная ситуация).
Конечно, век этих домов уже заканчивается и, как бы их не было жаль, надо признать - в XXI веке люди жить в таких условиях не должны.
Постепенно, хоть этот процесс и не быстрый, деревяшки скорее всего уступят места зданиям современным в Ухте.
Тема памяти жертв лагерных систем сквозной нитью проходит по большому числу поселков и городов Республики Коми. Очиститься от этого совсем невозможно - слишком страшными были жертвы. Цена экономического вклада земли Коми, появления промышленности и новых населенных пунктов в республике - десятки тысяч загубленных жизней и судеб..
В Ухте крупного мемориала в черте города пока нет, но есть такой камень:
По соседству с ним расположен Памятный знак ухтинцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Выполнен он в виде пятиконечной звезды, если смотреть сверху (это сделать сложно). Внутри композиции горит вечный огонь, а ряд устроена очень уютная прогулочная зона с видом на реку Ухта.
А где же Ленин?
Да, конечно, это же вообще одна из главных достопримечательностей Ухты, которую видят все прибывающие в город на поезде и, возможно, на самолете (не летал, но, учитывая место размещения аэропорта, думаю, что видно тоже для некоторых рейсов).
Тридцати трёх метровая метровая металлоконструкция в виде головы Ильича была возведена в 1970 году на горе Ветлосян – это было приурочено к вековому юбилею вождя мирового пролетариата.
#владимир ленин
Идею памятника приписывают Николаю Николаевичу Кочурину , бывшего первым секретарём Горкома партии с 1967 по 1974 годы. Однажды он со своим младшим сыном отдыхал в Сочи, откуда на круизном пароходе отправлялся в Аджарию. Там, гуляя по Батуми, семья заметила на горе огромную голову Ленина. Кочурин сфотографировал Ильича, а вернувшись домой, в Ухту, отправил главного инженера местного проектного института в Батуми за чертежами. В собственных мемуарах Николай Николаевич пишет следующее:
«Мы стали искать место, где установить свой памятник. Посмотрели — есть Лысая гора в Ухте, но его оттуда будет плохо видно. Тогда решили установить его на Ветлосянской горе. Вырубили необходимый участок леса и установили голову Ленина здесь. Трубы и металл выделили геологи, часть работ произвели газовики. Никаких разрешений на бумаге, конечно, не было, поэтому делали мы все молчком, не афишируя. Если бы сначала решили согласовать, то из этой затеи ничего бы не получилось. Первый секретарь обкома Иван Павлович Морозов узнал об этом, лишь когда все уже было готово. «Кто это придумал?» — спросил он меня. Я рассказал ему эту историю. «Ну, что с тобой делать?» — сказал Морозов. «Если я не прав — наказывайте», — ответил я. Понятно, что наказывать за открытие бюста Ленина к его 100-летию не этично, он просто отругал меня и сказал, чтобы больше я самодеятельностью не занимался»...
Таким, как часто в нашей стране бывало, уникальное полотно из стальных труб получилось благодаря инициативе и самоуправству. Почаще бы так!
В советское время лик Ильича подсвечивался, однако с 1991 года лампочки погасли и памятник потихоньку начал терять свой товарный вид. К счастью в 2015 году по инициативе городского Совета ветеранов и при личной материальной поддержке депутата Константина Пивоварова удалось отремонтировать гигантский портрет и восстановить подсветку. Казалось бы, жить да радоваться, однако вскоре Ленин "погас" вновь - группой неустановленных лиц было украдено световое оборудование, включая силовые кабели.
Давайте оценим вождя с подсветкой в темное время суток. Вид у Ленина получается неповторимый и немного даже криповатый - зато весьма оригинальная городская достопримечательность!
Как и прежде площадка у Ленина и под Лениным пользуется спросом у местных - здесь гуляют, празднуют свадьбы. Подъехать к подножию, а вернее подголовию Ильича можно свободно - главное вовремя затормозить...
С площадки действительно открываются отличные виды на город и в особенности на железнодорожную станцию, о которой я обязательно по доброй традиции расскажу в отдельном материале.
На этом друзья мы закончим первую часть обзора. Конечно, в Ухте еще много чего интересного, но показать всё в одном материале невозможно и, наверное, не особо и нужно. Спасибо за ваше внимание и терпение!
Продолжение прогулки по Ухте ждёт вас во второй части - изнанка города: заброшенные подземелья, кирпичная живопись, одинокая жд стрелка у реки и школьный супрематизм.
Да, пользуясь случаем, хотел бы попросить на меня, если что, не сердиться жителям Ухты, которые очевидно знают свой город в миллионы раз лучше, чем я, редкий гость. Исправлениям и дополнениям я буду очень рад.
Выражаю огромную благодарность сообществу Ретро Ухта в vk.com за замечательную фотоматериалы и информацию о городе.