Тех, кто не слышал о таком российском городе, пожалуй, не встретишь - название оригинальное и запоминающее, однако побывать в столице Республики Коми доводилось по всей видимости не каждому.
Сегодня мы с вами немного познакомимся с городом и прогуляемся по туристическим (насколько это прилагательное применимо вообще) и не очень тропам.
Усть-Сысольск
Любопытно, что становлению города, получившего в последствие столь труднопроизносимое название поспособствовала сама Екатерина Великая. Некогда относительно небольшой погост с редкими дворами благодаря императрице обрёл статус уездного города в 1780 году и стал называться Усть-Сысольском - по селению Усть-Сысола, берущего в свою очередь название от реки Сысола.
Не будь административной реформы, кто знает, что было бы с этим погостом, однако новый статус позволил территориям развиваться. Для относительно древних селений характерной чертой было наличие поблизости воды - морей, озер и рек. В случае с Усть-Сысольском рядом проходила судоходная Сысола, впадающая в еще более серьезную реку Вычегду. Так что здесь была рыба, торговля и многие другие радости, связанные с проходом судов. И пошло-поехало..
Своё нынешнее название город было обрёл уже при советской власти - к 150-летней годовщине со дня основания населённый пункт был наречён Сыктывкаром - (на языке коми «Сыктыв» — это та самая «Сысола», а «кар» — «город»).
Чтобы совсем уже нам не заскучать от исторических сводок плавно будем отходить к реалиям. Посетив впервые Сыктывкар в 2009 году и погуляв по проспектам, улицам и даже железным дорогам, первым делом я поймал себя на мысли - почему же этот город стал столицей целой огромной республики? Ни в коем случае не желая обидеть Сыктывкарцев, поясню своё представление десятилетней давности. Чем-то курьезным в этой связи мне показалась цитата писателя Павла Засодимского, который посетил город аж в 1876 году. В своём очерке «Лесная сказка» он таким образом описывал город:
«Усть-Сысольск переименован из волости в город без малого сто лет назад.<…> Нет в Усть-Сысольске ни городского сада, ни бульвара, улицы не мощены и освещаются по ночам лишь светом небесных светил, во всякую пору дня и ночи по улицам бродят лошади и слоняются целые стада овец»
Спустя еще сто с лишним лет, конечно, появились многие блага цивилизации - и сады и бульвары, водопровод, канализация и стал гореть свет на улицах, но всё равно по первости не покидало ощущение, что Сыктывкар - это просто город с умеренно высотной застройкой и частным сектором, но не центр.
По всей видимости моё и Павла Засодимского упущение заключалось в том, что мы сравнивали город с более крупными городами и были в плену определенных стереотипов. Здесь нет троллейбусов и трамваев, самое высокое здание представлено 13 этажами, а на окраинах пасутся верблюды, ослики и можно встретить табун лошадей.
Однако пожив несколько дней и впоследствии вернувшись в Сыктывкар в 2013 и 2019 году я всё же переосмыслил город и попытаюсь передать его атмосферу. Атмосферу главного города одной, достаточно самобытной республики на карте Российской Федерации.
Парадный вход
Театр начинается с вешалки, а город, на мой взгляд, с аэропорта, вокзала или автовокзала. Похоже, что наиболее массовым способом достижения Сыктывкара всё же являются поездки на поездах Российских железных дорог. О железке традиционно я расскажу отдельной статьей, так как Сыктывкар в этом плане достаточно интересен для изучения, а пока мы посмотрим на городской вокзал.
Если посмотреть на план города, то можно обратить внимание на то, что вокзал и аэропорт - это действительно одни из центральных основных точек Сыктывкара. От них буквально берут две основные городские магистрали: Коммунистическая и Советская улицы.
В том время как в большинстве городов, не только российских, вокзал и аэропорт находятся у чёрта на куличиках.
Сыктывкар вообще настолько компактный и местами рациональный, что невольно глядя на карту представляешь его в какой-нибудь компьютерной игре - #GrandTheftAuto, например. Такое ощущение, что центральную часть города действительно комплексно запроектировали при СССР или строили в #Simcity. Но по мере углубления, исследуя уголки и дворики, понимаешь, что Усть-Сысольское наследие по-прежнему живёт.
Верной дорогой
Коммунистическая улица под стать своему названию ведёт к светлому будущему от вокзала к главной городской площади.
По пути нам встретятся пятиэтажки с прекрасными образцами соцреалистической наскальной настенной живописи.
Прибывая в Сыктывкар на отдых и в командировку, многие выбирают гостиницу Сыктывкар. Ваш покорный слуга тоже не смог не приобщиться к прекрасному однажды. Фасад здания уместно украшен фирменным коми-орнаментом (встречается достаточно повсеместно и смотрится органично в большей степени)
Отдаляясь от вокзала нам встретится характерная круглая площадь на пересечении основных городских магистралей - Коммунистической улицы и Октябрьского проспекта - площадь Трудовой славы, которую традиционно любят изображать на открытках и городских буклетах.
В народе трилистник нередко называют площадью "Три пера".
Следующей "реперной" точкой является театр оперы и балета с великолепным памятником Ивану Куратову - основоположнику литературы Коми, лингвисту и поэту.
Несмотря на отдаление от европейской границы и, стало быть, о театра военных действий во время Великой Отечественной войны земли Коми также понесли значительные людские потери и памяти этой страшной драмы нашлось достойное место в сердце столицы Республики Коми - монумент "Вечная Слава" и памятник защитникам матери-Родины.
Продолжил военную тематику и другой памятник - монумент скорбящему воину. Он буквально через дорогу и посвящен уже участникам другой войны - Афганской.
Свечка-небоскрёб
Из условно социалистической части мы временно выходим в постсоветское пространство. Здесь внезапно появляется #МакДональдс и самое высокое здание города, гордо именуемое "свечкой". Наверх Сыктывкарского небоскреба подняться может буквально каждый - там есть ресторан, правда, не стоит особо обольщаться - в самом высоком доме всего 13 этажей.
Даже в Петербурге нет ЦУМа, а в Сыктывкаре есть! На нём Коммунистическая улица вроде бы и заканчивается, но на самом деле просто превращается в очень широкий бульвар для того, чтобы вывести на главную площадь города. Вид у ЦУМа в достаточной степени капромистый (от сокращения КапРом - капиталистический романтизм - архитектурный стиль, который характеризует здания, строящиеся с 1990-х - до конца нулевых) - в момент реконструкции (здание так-то построено еще в 1970 году), располагая высшими технологиями в виде металлочерепицы и пластиковых окон, создатели вероятно видели своё творение торжеством архитектурной мысли, однако сейчас даже не возникает желания его сфотографировать.
А теперь посмотрите, пожалуйста, как красиво выглядело это здание в оригинале до прихода варваров:
Красная площадь по-сыктывкарски
Обойдя центральный городской универмаг, мы наконец выходим на главную городскую площадь - Стефановскую. По сути - это сыктывкарская красная площадь, где тоже есть свой Владимир Ильич.
Наш добрый друг syktym подсказывает, что в городе ходит легенда, будто этот памятник изначально создавался для Берлина, но на какой-то стадии его производства или транспортировки откололся кусок знамени и бракованную версию отдали в Сыктывкар. Всё может, не удивился бы совсем. Так выглядел Ильич в #ГДР:
Похож, конечно...
Здесь же на площади располагается и правительство республики с различными ведомствами. Почему-то ярко запомнилось как ко мне неожиданно подошёл молодой человек на этой площади и спросил из какого подразделения метрополитена я.
Дело в том, что в момент моего первого изучения Сыктывкара был конец августа и температура воздуха уже не позволяла свободно расхаживать в футболочке, поэтому накинул курточку, на которой была стилизованная надпись МЕТРО. Нечто подобное можно встретить на спецовках, в которых работают сотрудники метрополитена Петербурга. Оказалось, что некогда мужчина проживал в Петербурге и успел поработать в метрополитене. Вот такая встреча коллег на расстоянии более 1000 километров от предприятия!
Выйдя вновь на продолжение Коммунистической улицы я заприметил Национальный музей Республики Коми. В 2009 году по причине позднего времени я в него не зашёл, однако по приезду в Сыктывкар в 2013 году нашел возможность оценить экспозицию, посвященную истории края. Дабы совсем не утомлять приведу несколько фотоснимков из музея.
По-честному заплатил что-то около 200 рублей за фотосъемку и осмотрел экспонаты - типичный музей с бабушками, которые крайне навязчиво следят за каждым вашим перемещением. Напомнило посещение какого-нибудь местечкового продуктового супермаркета, где по пятам вас сопровождает сотрудник охраны, дабы вы не украли чего-либо. Неприятно. Надеюсь по прошествии 7 лет что-то успело измениться в лучшую сторону.
Пройдусь по Советской..
Для дальнейшего путешествие по Сыктывкару я решил повернуть на Советскую улицу и найти аэропорт. Нашёл и достаточно быстро. Размещен аэровокзал очень удобно, практически в центре города. Не везде такое встретишь.
Да, при этом нельзя сказать, что существование аэропорта как-то ограничивает градостроительство столицы Республики Коми. Южный край город практически очерчивается забором аэродрома, после чего идёт незначительный частный сектор и бескрайние поля, леса и болотца. Строить там особо никто и ничего не собирается.
Возвращаемся на Советскую улицу. Тут много всего интересного, поскольку дома на этой улице и прилегающих кварталов указывают на историческое происхождение и дают возможность представить вид города до массового высотного строительства. Так сказать, прочувствовать Усть-Сысольск! Вот, хотя бы, пожарная часть - красота же!
Продолжая туристический маршрут по Советской улице без труда отыскивается монумент Домны Каликовой - героини времен Гражданской войны, ведущей подпольную подрывную деятельность на территории Коми. Примечательно, что в любом другом случае я возможно прошел бы мимо. При всем уважении к памяти героев большая часть памятников, посвященная их подвигам на территории нашей необъятной Родины, выглядит настолько типовой, что складывается впечатление, что их ваяли на одной фабрике поточным методом. Но здесь же совсем другое дело. Арт-объект, сотворенный с душой.
Гуляя по городу можно отметить разномастность застройки. В добром соседстве находятся как исторические деревянные дома разной степени аутентичности и сохранности, условные сталинки и хрущевки, любимый отборный капромчик и я даже нашел образец конструктивизма - театр драмы
Коми-орнамент
Под стать самостийному коми языку республика славится своими геометрическими ромбообразными узорами. Встречаются они почти везде, от украшения жилых домов и строительных заборов до плитки и уличных столбов. Нарядно.
Жемчужина
Закончить прогулку хотелось бы яркой доминантой - православной жемчужиной, я бы даже сказал! Сыктывкар по праву может гордиться своим Кафедральным собором Стефана Пермского.
Интересно, что храм новодельный, освещён только в 2001 году, но воссоздан в память оригинального собора, который снесли в 1930-е годы.
Старый Стефановский собор был задуман аж в середине 19 века. После одобрения проекта императором Николаем I его начали строить в 1856 году и возводили практически сорок лет в год 500-летия со дня смерти Стефана Пермского. Кстати храм находился на той самой площади Сыктывкара, где я вам Ленина показывал, не там, где стоит новый. Представляете какой доминантой он смотрелся в относительно малоэтажном городке! 35 метров в высоту.
Новый храм отличается от исторического оригинала. Хорошо это или плохо, рассудят другие, но вид у культового сооружения достойный. Внушает.
На этом пока всё. В следующий раз продолжим изучать город уже менее исхоженными тропами.
Как вам, нравится Сыктывкар? =)
Спасибо за внимание, друзья!
Поддержите, пожалуйста, подпиской.
Другие избранные публикации из северного цикла путешествий:
Отдельная благодарность пользователю syktym за бесценные дополнения!