Найти в Дзене
Это спектакль

Как танец пришел в музей?

Тенденция выхода спектакля за пределы «театральной коробки» в российском культурном пространстве набирает обороты. Однако большая часть подобных перформансов связана с драматическим театром, тогда как в Европе, Америке практически на равных драматические и пластические постановки создаются вне стен «классического» помещения театра. Режиссеры, хореографы погружают перформеров в пространство города, галерей, заброшенных заводов для изучения новых ракурсов телесности, актерской игры и пространства.

Крупнейшие музеи приглашают хореографов для взаимодействия с целью погружения зрителя в свое пространство. Так, в 2017 году в Лувре состоялся заключительный круглый стол « Dancing Museums ». Исследователи, хореографы обсуждали феномен синтеза танцевальной пластики и живописи, взаимовлияния танца и музея. Были показаны работы хореографов, проходившие на разных музейных площадках Европы.

В российском культурном пространстве такие танцевальные практики пока не получили широкого распространения. Возможно, это связано с тем, что нет четкого представления, зачем и для чего танец в музее, исходя из разности задач данных сфер. Однако, такие опыты соединения все же встречаются в России. Подобные эксперименты были в музее « Garage » в Москве, а в Петербурге в данном направлении работает арт-объединение «Это спектакль».

Впервые танец пришел в музей в середине XX века (50-е – 60-е гг.). Это связано с работой целой плеяды молодых хореографов, которые отказались от эстетики танца модерн. Новое осмысление сущности танца во многом отразилось в манифесте И. Райнер «Нет всему», а также в поиске нового взгляда на тело и движение вне пространства сцены. Конец сюжету, конец специально созданной сценографии, конец комфорту, конец предсказуемости движений, конец подчиненности структуре. При таком, казалось бы, тотальном отказе, все равно сохранялась связность комбинаций и системы техник танца. Движение как объект искусства – идея, отразившаяся в работах М. Каннингема, Дж. Уоринга и других, была подхвачена и следующим поколением хореографов танца постмодерн.

Музейное пространство с его статикой, горизонтальностью структуры пространства привлекало хореографов танца постмодерн. Такая форма соединения сфер танца и музея позволяет преодолеть «презентизм», форму зрелища в «классическом театре-коробке». За счет синтеза движения и недвижимых предметов появляется возможность перехода от событийного времени к выставочному.

Функции музея - документировать, сохранять и вписывать экспонат в историю своей коллекции. Музей превращает танец в его пространстве в такой же экспонат. То есть материализует, наделяет телесностью движения и постановку в целом, а танец дает динамику статичным предметам, меняет композиционные акценты экспозиции в целом или отдельной картины, скульптуры.

Танцевальный перформанс в галерейном контексте даёт возможность участнику получить как индивидуальный, так и коллективный опыт от взаимодействия с танцовщиками и визуальным рядом. Происходит совмещение двух практик, где на первом месте оказывается личность, что позволяет участнику получить уникальный телесный опыт и чувство общности и близости, так, как завещал режиссер Е. Гротовский.

Одним из крупных современных хореографов, работающих в пространстве музея, является Тино Сигал. Художник называет свои постановки «ситуациями», а не перформансами, ориентируясь на логику построения не «Классические связи: искусство – зритель, а на социально-экономические. Зритель – полноправный соучастник «ситуаций», создаваемых Т. Сигалом. Хореограф запрещает фото и видеофиксацию своих постановок, поэтому познакомиться с его работами можно либо неустанно отслеживая перемещения художника и отправляться за ним в Музей Соломона Гуггенхайма, Пале де Токио, либо читать описание в зарубежных СМИ.

Крупные западные хореографы: Анна Тереза Кеерсмакер, о которой недавно показали фильм « Mitten » в «Доме кино», Мария Хассаби и другие адаптировали некоторые свои постановки под пространство музея для привлечения более широкой аудитории.

К сожалению, работы европейских хореографов в пространствах галерей, музеев в ближайшее время не увидеть по ряду причин. Но можно посмотреть и ощутить специфику танца в музее, попав на танцевальный перформанс «Эпизод».

Опираясь на опыт зарубежных хореографов, таких как Тино Сигал, Мартен Спанджберг, Ксавье Ле Руа, арт-объединение «Это спектакль» воплощает идею танца в галереях Санкт-Петербурга. Являясь важным смыслообразующим элементом, пространство галереи предстает живым, дышащим и демократичным.

Сам проект соединяет территорию танца и территорию фотографии. Выстроенный визуальный ряд из фоторабот петербургской художницы оживает с перформерами и зрителями. Участник сам выбирает, как взаимодействовать с пространством, перформерами и визуальным рядом. Такой подход позволяет расширить представление о современных формах танца и приобрести индивидуальный телесный опыт в заданном пространстве. Посредством действия создатели задают вопросы: как вы чувствуете себя в данном месте, что смущает, какая поза для вас комфортна. Участник может свободно искать и выбирать тот фрагмент искусства и реальности, который будет близок именно ему.

Ощущение себя начинается с тела, с понимания, как оно ведет себя в той или иной ситуации, в гармонии ли мы с воспроизводимыми движениями или…?

Телесные зажимы, которые сейчас так обострились вынужденной социальной дистанцией, порождают внутри общества недоверие, отстранение от открытого диалога и потерю важного опыта. Но нужно помнить, что общение происходит на разных уровнях, в разных плоскостях, на разных языках. И каждому человеку близок свой язык, поэтому синтез различных подходов может дать возможность выбора той формы взаимодействия, которая нужна человеку больше всего в данный момент его жизни. Человек сам почувствует это, стоит лишь прислушаться к внутреннему состоянию, важно понять, где заканчиваются социальные конструкты и начинаемся мы сами.

Подобный формат танцевальных спектаклей в музеях тяготеет не к форме «или-или», а скорее «и-и». Зрители выбирают индивидуальную форму взаимодействия: диалог, монолог, танец, поза, молчание, становясь полноправными соучастниками события.

Авторы арт-объединения «Это спектакль»: Тарасова Н., Белая Э.

Фотограф Мария Шалагина, участник арт-объединения "Это спектакль"
Фотограф Мария Шалагина, участник арт-объединения "Это спектакль"