Эта удивительная встреча произошла ни где - то в тёплом и уютном городском кафе средней полосы России, а на самом краю земли на 73 параллели северной широты в местах, где себя "как дома" чувствуют отнюдь не люди, а белые медведи. Во время нашей прошлогодней зимней автомобильной экспедиции на Таймыр.
В этих местах вокруг на сотни километров завораживающая арктическая пустыня, а зима длится десять месяцев в году. Только здесь могла располагаться "столица" советской Арктики, а сейчас самый северный населенный пункт России – Диксон. Но обо всё по порядку.
Сложно представить, что каких - то тридцать лет назад Диксон был центром огромного Диксонского района, а население поселка превышало 5 тыс. человек. Но эти времена остались в далеком прошлом.
Сейчас на Диксоне постоянно проживает немногим более 200 человек и жить в этих местах стало значительно труднее, если это можно назвать "жизнью".
Героя моего сегодняшнего репортажа зовут Игорь Смирнов. Игорь узнал о нашей автоэкспедиции, встретил нас на Диксоне, устроил небольшую историю по "осколкам" былой арктической столицы, а заодно рассказал о жизни Диксона тогда и сейчас.
Родился Игорь на Диксоне в семье настоящего полярника в далеком 1980 году. Его отец объездил многие полярные станции в Арктике в 1980-е годы. И в 1990-е годы был даже начальником полярной станции "Мыс Желания" на Новой Земле.
Жил и рос Игорь на острове Диксон в двухэтажном доме на улице Папанина, в трехкомнатной квартире.
"Раньше Диксон делился на две части: островную и материковую. На острове располагается аэропорт, были многоэтажные дома, ясли, детский сад и школа, кружки и секции, магазины и крупнейшая в Арктике диксонская гидрографическая база" - рассказывает Игорь.
"Это был особый мир, со своим кругом общения, друзьями и соседями. Жили настолько дружно, что у нас даже не закрывались двери в квартиру" - продолжал делится наш герой.
"У нас здесь за домом была даже детская площадка, с горкой, которую построили в конце 80-х и каруселями. А сейчас остался только мусор в виде бочек." - продолжал Игорь.
Игорь прожил на Диксоне более десяти лет и в 1991 году уехал на материк в Воронеж. Непростое это было время, тяжелейшее экономическое положение в стране вынуждало драматически сокращать финансирование объектов в Арктике.
После окончания школы в 1998 году Игорь вернулся на Диксон в первый раз. Тогда еще в его доме и в его бывшей квартире жили "островитяне", но остров уже постепенно вымирал. К тому времени отец Игоря уже перестал работать на полярных станциях и тоже обосновался в посёлке.
С Диксона Игорь призвался в армию, а после службы спустя некоторое время и второй раз ненадолго вернулся в посёлок в 2001 году. И опять нашего героя потянуло в родные места, но остров к тому времени уже почти окончательно опустел.
Пробыв некоторое время на Диксоне, Игорь попрощался со "столицей" Арктики на долгих десять лет и до 2011 года жил и работал в Воронеже.
Но не выдержал разлуки с Арктикой. Недаром ведь говорят, что "если полюбишь Север, не разлюбишь никогда". В 2011 году Игорь возвращается в родной поселок уже в третий раз, теперь с семьей и остается здесь на долгие долгие годы.
Игорь не бизнесмен и не предприниматель. Да и какой тут бизнес в этих суровых местах. Сюда даже олени не очень-то и приходят.
Он работает обычным мастером в котельной Диксона и отвечает за тепло в домах немногочисленных северян в этом оплоте цивилизации на берегу Карского моря. Едва ли не самая важная работа в долгую арктическую зиму, от него зависит будет ли тепло в домах или нет и поселок замерзнет.
Да и какой-то другой работы здесь выбора нет: аэропорт, гидрографическая база, школа и детский сад, пограничники, администрация, мчс, пара магазинов, отделение Сбербанка, почта, клуб, участковая больница и всё.
- Я часто приезжаю на остров. Захожу в дом, прогуливаюсь по бывшей квартире.
- В позапрошлом году летом здесь чуть не наступил на белого медведя. Не знаю, кто больше испугался от неожиданности - он или я. Я выскочил на улицу через дверь, а медведь в другую сторону через стену.
- Жители покидая остров в 90е и "нулевые", консервировали дома. Сливали воду из систем отопления, заколачивали окна досками, запечатывали двери. Думали, что уезжают на время, но оказалось, что навсегда.
С белыми медведями на Диксоне всегда была непростая история. Если в поселке их еще гоняют, то на острове они себя чувствуют вольготно. Там никто не живет, остался только аэропорт.
Сложно в полярную ночь, каждый выход на улицу - настоящий квест, надо послушать как ведут себя собаки, нет ли следов около дома и не мелькают ли тени. Но жители сами виноваты в таком нашествии медведей на ареал обитания людей - выбрасывают мусор прямо у дома, а медведи известные падальщики и "халявщики".
Еще в посёлке живет брат Игоря, но он по местам "боевой славы" не ездит и на остров не приезжает.
Несколько лет назад отец Игоря, купил квартиру по субсидии в Тверской области и перебрался на материк окончательно - возраст. Тут на Диксоне нет ни медицины, ни транспорта, ни чего. Даже до ближайшей больницы 600 км по воздуху и самолет летит почти два часа до Норильска.
Но уезжая из Арктики на материк, многие живут там совсем недолго, очень быстро "сгорают" и умирают.
Несколько месяцев назад отца Игоря не стало. И таких историй я слышал очень много от тех, кто жил на севере в разных местах, будь - то Якутия, Таймыр, Ямал или Коми.
Потом мы перебрались с нашим героем в котельную, где продолжили слушать рассказы о Диксоне уже за чашкой чая и нехитрым ужином из рыбы. Задал вопрос, что-же его держит в этих местах, где нет нормальной работы, нет никакого будущего и нет ничего?
И, наверное, это тот самый случай когда рационального объяснения этому феномену нет. Север и Арктика - иррациональны. Спроси у меня для чего я каждый год вновь и вновь собираюсь в Арктику, я так и не смогу сформулировать чёткий и однозначный ответ на этот вопрос.
А самые свежие и актуальные истории и путешествия можно найти в моем instagram - присоединяйтесь!