Очень я люблю, когда художники входят в диалог с мастерами прошлого, выказывают свое почтение или спорят, откровенно цитируют или тонко заимствуют отдельные мотивы, сюжеты, образы.
Не зря моя диссертация целиком и полностью посвящена именно интерпретациям художественного наследия прошло в немецком искусстве Третьего Рейха. Но сейчас не обо мне и даже не о Рубенсе, который под копирку списывал с Тициана.
Сегодня, как и вчера, о современном. Но о современном классическом, вписанном уже в историю мирой художественной культуры.
Итак, постмодернизм. Для постмодерна цитирование есть вещь рядовая, местами даже тривиальна, ибо мастера ИГРАЮТ со зрителем в ассоциации, совмещая в своих работах множество отсылок к разным временным эпохам, порой доходя до абсурда (так, что мозг начинает кипеть, а из глаз идет кровь).
ИГРА - вообще очень типичное явление для искусства Новейшего времени (а начал все Марсель Дюшан, создав свой знаменитый писсуар). Вот только правил у этой игры совсем никаких нет. Точнее, они есть, но у каждого автора свои (игра как китч, игра ради игры, ради эпатажа, ради философии, ради поиска нового языка, ради диалога...)
Вот и ДЭВИД ХОКНИ (самый дорогой художник из ныне живущих со званием самого влиятельного мастера Великобритании) играет с нами, ЦИТИРУЯ ВАН ГОГА (что, в общем-то, само по себе в современных реалиях как-то совсем не оригинально и пошловато).
Ван Гог давно превратился в товарный знак: в миру - это кружки, толстовки, платки, сумки..., в узкой специальной тусовке - образ одинокого, непризнанного гения, творца, задавленного современным миром.
Дэвид Хокни - британский художник, большую часть жизни отдавший в Калифорнии. Он прожил (и живет до сих пор) долгую жизнь (сейчас ему 84 года) и самые известные его работы (конечно, бассейны) - это некий причудливый сплав реализма, даже гиперреализма, поп-арта и сюра в трактовке Рене Магритта.
А потом что-то пошло не так 😂 и реализм с Магриттом сменились на "глаз" Ван Гога.
Конечно, все не совсем так. Хокни всегда благоговел перед природой. И цвет его полотен если не всегда, то очень и очень часто яркий и пылкий, жизнерадостный и жизнестойкий.
Очень в духе самого художника, который всю жизнь ни в чем себе не отказывал (ему, правда, пришлось лишить себя алкоголя, когда он пересек рубеж в три четверти века, но это же Хокни, поэтому он заменил его медицинской марихуаной). Сейчас, будучи уже в довольно почетном возрасте, художник не бросил курить и неоднократно заявлял, что всегда открыт для новых любовных забав (он, к слову, гомосексуалист и одним из первых начал говорить на эту тему).
Так вот, цвет. С одной стороны, именно тут и появляется он - Винсент ван Гог, довольно одинокий и замкнутый персонаж. Но цвет Ван Гога - это НЕ цвет радости и гедонизма (как у Хокни), а цвет восхищения перед красотой, силой и ДЕФОРМАЦИЯМИ природы, и неистовое желание зафиксировать все это увиденное на холсте.
И тут важный момент: Ван Гог писал не сиюминутное впечатление от конкретного фрагмента мира (как импрессионисты), а целый мир, увиденный и ПЕРЕЖИТЫЙ именно им (он писал так, как чувствует).
И тут, в общем-то, они с Хокни, действительно, сближаются. Потому что Хокни тоже пишет мир, пропуская его через себя, точнее, через себя в роли Ван Гога (читай, игра "как бы это написал Ван Гог?").
Художник вообще, кажется, отождествлял себя всю жизнь именно с Ван Гогом - они ОБА ВИДЯТ ЭКСТРАОРДИНАРНОЕ в простом, казалось бы, ничем не примечательном виде.
Будучи 16-летним, Хокни впервые познакомился с работами голландца в Манчестере в 1954 году, когда только начал учиться в художественной школе в Брэдфорде: "То, что я запомнил, это цвет, потому что раньше никогда не видел таких картин. В художественной школе все просто писали серые картины. Сначала я подумал, что он, вероятно, гиперболизировал какой-то цвет, но теперь так не считаю. Думаю, нужно просто внимательно смотреть".
И Хокни смотрел и смотрел, чтобы увидеть мир так, как видел бы его Ван Гог, что приметить там, в той аллее, то, что ускользает от всех и этой, пойманной особенностью, очаровать нас. Так, как это делал Ван Гог.
И тут, конечно, сказывается дух времени, ибо писать так, как писал бы Ван Гог очень и очень модно и всегда рентабельно.
"Все продается. Любовь, искусство, планета Земля. Вы. Я. Особенно я" ("99 франков").
Да и пришел к природе сам Хокни много позже Ван Гога, уже совсем на старости лет. Сегодня он создает свои творения в приложении Brushes на iPad, после переносит их на холст, но неизменно всегда, также как и Ван Гог, работает на пленэре - необходимо видеть всю изменчивость мира и цветовых аккордов, трансформированных самой природой.
И тут, в подходе к работе, они конечно абсолютно разные:
Ван Гог - это про мир, пережитый и пропущенный через себя и свои чувства СЕЙЧАС , в данный конкретный момент времени.
Хокни - про воспоминания от увиденного ТОГДА мира, про толкование природы, пережитой какое-то время назад.
Поэтому и выглядят полотна Хокни такими сделанными, нарочитыми, лобовыми в плане сильно провангоговскими.
Но есть у Хокни и кое что свое, та отсебятинка, которая поднимает эти холсты на уровень выше простого подражания - это тот праздник жизни, который так чужд Ван Гогу и который так близок калифорнийскому британцу.
Говоря словами самого художника, цветение природы - это то шампанское, которое льется и пенится.
Потому что Хокни смотрит на мир все-таки своими глазами - глазами постмодерниста, играющего роль Ван Гога. Точнее, ИГРАЮЩЕГО В ВАН ГОГА. Как актер, который облачается в одежды персонажа, но остается все-таки собой, хотя роль и заучена до оскомины в сердце.